Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Колонка редактора

Заметки на полях

Учительская газета, №35 от 31 августа 2021. Читать номер
Автор:

Только недавно узнал, что поля в книгах, оказывается, в незапамятные времена начали делать исходя из весьма необычных (в сегодняшнем понимании) соображений. Просто тогда книги очень часто подвергались агрессии со стороны мышей и крыс, которые обгрызали края томов, из-за чего часть текста закономерно пропадала. Поэтому кто-то догадался пожертвовать частью страничного пространства, дабы сохранить написанное. А позже, когда это вошло в традицию и стало нормой, люди уже воспринимали наличие полей как нечто абсолютно естественное. И начали оставлять на чистой полоске бумаги свои пометки, ставить «галочки». Ленин, говорят, очень любил напротив особо понравившихся ему мест ставить латинское sic! («так!»).

Тема полей для меня как для учителя раньше была довольно важной. Не только по вполне понятной причине – меня самого в детстве учили писать в тетрадях лишь там, где это делать разрешалось, но и, как говорится, «просто потому, что это красиво». И я настоятельно рекомендовал своим ученикам не залезать на поля, добавляя, что это заповедная территория, где можно появляться лишь в особых случаях. И вообще, пользуйтесь переносами, они для того и придуманы! А еще вспомните про дорожки и тропинки, они тоже придуманы как раз для того, чтобы люди ходили именно по ним, и если кто-то начнет наступать мимо, топая по газону, будет не очень благовидная картина. Точно так же и у вас в тетради.

Скажу страшное: я даже начал снижать оценки за ведение тетради, если ученик упорно не желал придерживаться необходимых требований и постоянно залезал на поля. Дети возмущались, мол, как же так, это же не русский язык, а всего лишь биология, вам-то не все ли равно, как мы пишем, главное же – что написано. Нет, отвечал я, важно и то и это.

…Сейчас я понимаю, что, наверное, где-то перегибал палку и надо было относиться к проблеме более философски. В конце концов, действительно, если исходить из посыла, что процесс обучения должен быть в радость, мои придирки – еще одна шпилька, которая мешала относиться к моему предмету (да и ко мне, на самом деле) лучше, добрее. Впрочем, если бы все начать сначала, я бы поступил точно так же.

Но к чему я все это вспомнил? Дело в том, что, если человек просто не смог уместить свою мысль в строке (был у меня один ученик, которому для написания слова «хлорофилл» требовалось либо обязательно сделать перенос, либо порушить красную линию), это, так сказать, проблема неумения держать себя в рамках. Точно так же неумелый водитель, выполняя поворот или разворот, обязательно наследит на обочине, ибо дорожное полотно для него слишком узкое. Совсем другое дело – те самые пометки, которые люди делают на полях сознательно. И это уже совсем другая педагогика, иная методика.

Можно ведь не просто заявлять, дескать, поля для учителя, потому что там он ставит свои плюсы, минусы и «галочки», из которых в итоге формируется оценка. Учитель тоже может сказать, что дети на полях могут ставить свои собственные значки, которые помогают им что-либо понять и запомнить. Например, цифры, даты, новые слова. А может, даже и нарисовать какую-нибудь рожицу, если она и в самом деле способна сыграть на лучшее усвоение материала.

Кстати, издатели уже давно освоили эту тему и именно на полях помещают определенные блоки информации – цитаты, выноски, портреты и так далее, поскольку человек воспринимает их отдельно от остального массива, то есть проще и легче.

И вот тут я подхожу к самому деликатному вопросу… Появлялось ли у вас желание сделать пометку в книге, на полях? Если нет, то почему, если да, то что вы там писали? Понимаю, для многих книга превратилась в источник знаний, в который можно лишь смотреть, но ни в коем случае не лезть туда руками, тем более с карандашом или ручкой. А ведь раньше люди поступали именно так и ничуть не комплексовали по этому поводу. Более того, именно вот эти самые пометки помогали им (а также их потомкам) понять, что же именно зацепило человека в тексте, каково его мнение по этому поводу.

В общем, не стесняйтесь, пишите на полях. Главное, чтобы это было со смыслом и на пользу. А не просто «взял и залез».

Вадим МЕЛЕШКО, редактор отдела политики и экономики образования «УГ»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту