Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Заметки на полях

Учительская газета, №20 от 18 мая 2004. Читать номер
Автор:

Памятки для учащихся на уроках истории

1. Как работать с параграфом учебника

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, другие иллюстрации.

2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3. Составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.

4. Постарайся связать материал параграфа с тем, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музеях, кинофильмах.

6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.

7. Если что-то непонятно, обратись к словарю.

8. Проверь, знаешь ли ты материал тем – перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.

9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

2. Как составить план

1. Внимательно прочитай текст.

2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавь части.

4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

5. Проверь, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

3. Как нужно конспектировать

1. Конспект – это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.

2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение.

3. Конспектирование предшествует составлению плана.

4. В начале конспекта необходимо указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

5. Наименование главных разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

7. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используй подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.

4. Как работать с книгой

1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали и вызвали вопросы.

2. Старайся читать бегло, но внимательно.

3. Перечитав книгу, подумай над ее основными идеями, описанными событиями, фактами.

4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным, о достоинствах и недостатках прочитанной книги. Не бойся вступить с автором в заочный спор.

5. Как работать с журналом

1. Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.

2. Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям и справочникам.

3. Читай журнал внимательно, не торопясь.

4. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями и учителями.

5. Подумай, как можно использовать в учебе сведения, полученные из журнала.

6. Как читать газету

1. Старайся читать газеты каждый день.

2. Чтение газет начинай с просмотра рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.

3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.

4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.

7. Как писать отзыв об историко-художественной книге

1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются событие и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и другую литературу.

2. Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.

3. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?

8. Работа с цитатой

1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, их подтверждения.

2. Для цитирования выбирай те фрагменты, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

4. В цитате должна заключаться законченная мысль автора.

5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания.

6. Каждая цитата заключается в кавычки.

7. После цитат указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

9. Как рецензировать устный ответ

Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:

1) полнота, правильность изложения фактов, выводов, датировка событий;

2) последовательность и доказательность изложения;

3) использование и объяснение новых исторических терминов;

4) использование карты, хронологии, цифровых данных.

Обрати внимание на дикцию, жестикуляцию, мимику. Учитывая замечания, объективно оцени ответ.

10. Сравнение

двух фактов

1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий, явлений.

2. В каком порядке лучше расположить эти признаки?

3. Перечисли черты сходства.

4. Перечисли различия.

5. Сделай выводы.

11. Характеристика общественного строя

1. Уровень развития производительных сил.

2. Производственные отношения.

3. Тип и форма государства.

4. Уровень развития науки, культуры, распространение образования.

5. Взаимоотношения личности и общества.

12. Изучение отношений между классами

1. Положение класса собственников: какой собственностью владели (охарактеризовать источник ее возникновения и масштабность)? Кого и каким образом эксплуатировали?

2. Положение класса неимущих: чем владели или пользовались (охарактеризовать причины отсутствия собственности)? В какой мере были свободны? На кого работали?

3. Какие существовали способы эксплуатации и какие из них были определяющими?

13. Изучение государственного устройства

1. Интересы какого класса защищало государство? Каковы были его задачи?

2. Какой была форма правления?

3. Как назывались государственные органы в центре и на местах?

4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?

5. С именами каких исторических деятелей связаны возникновение и подъем данного государства?

6. Каковы были причины и последствия его упадка?

14. Характеристики крестьянских восстаний

1. Обстановка в государстве накануне восстания.

2. Причины восстания.

3. Движущие силы восстания. Лидеры.

4. Цели, требования восставших.

5. Районы восстания.

6. Ход восстания, его основные этапы. Сражения.

7. Итоги восстания и его значение.

15. Характеристика войн

1. Международная обстановка в регионе накануне войны.

2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.

3. Воюющие страны или группы стран.

4. Цели сторон.

5. Соотношение сил воюющих сторон.

6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;

б) основные сражения и события;

в) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Герои и полководцы.

9. Условия мирного договора (капитуляции).

10. Военные и политические итоги.

16. Характеристика революционных выступлений

1. Обстановка в государстве накануне революционного выступления.

2. Время и место выступления.

3. Связь с другими событиями.

4. Причины.

5. Социальный состав участников.

6. Требования, лозунги, цели.

7. Методы борьбы (митинг, демонстрация, стачка, восстание, акция протеста).

8. Масштабы выступления.

9. Уровень организованности.

10. Имена участников, руководителей.

11. Развитие событий, основные этапы.

12. Значение выступления, его результаты.

17. Изучение предпосылок революции

1. Оцени уровень развития производительных сил.

2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов, их роль в обществе, их потребности.

3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.

4. Выясни, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.

5. Определи, каковы задачи, характер назревающей революции.

18. Характеристика политического строя государства

1. Форма правления (монархия или республика).

2. Какой класс (часть класса, социальная группа) находится у власти.

3. Политическое устройство государства:

а) глава государства, его полномочия;

б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);

в) исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность);

г) судебные органы;

д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Права граждан:

а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.д.);

б) политические права и свободы;

в) наличие прав и свобод;

г) возможность использования провозглашенных законом прав.

5. Основные политические партии и движения. Краткая характеристика программ, методов реализации, влияния на различные социальные слои, положение в политической системе.

Мадден ЦЕЛЛОЕВА, учитель истории школы-лицея, г.Назрань, учитель года Республики Ингушетия-2003


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту