search
main
0

Заместители по воспитанию и социализации учатся: чему, как и для чего

Чуть более года назад, в октябре 2019 года, в МЦРКПО началась реализация дополнительной профессиональной программы «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации» (шифр курса 03276).

За прошедший учебный год по программе были обучены представители 91 образовательной организации из всех двенадцати административных округов Москвы. В настоящий момент обучаются еще 2 учебные группы.

Вышедшие весной и летом этого года документы, с одной стороны, укрепили в понимании того, что выбранные в нашей программе векторы и акценты на развитие систем воспитания абсолютно созвучны федеральным инициативам: повышение значимости школьного воспитания, создание новых механизмов управления воспитанием через развитие горизонтального управления и повышение статуса классного руководителя, формирование эффективного взаимодействия с семьей.

С другой стороны, обозначили необходимость усиления той составляющей содержания, которая будет способствовать выполнению школой задачи по разработке единой рабочей программы воспитания и включению в обязательную документацию по регламентации образовательной деятельности календарных планов воспитательной работы к 1 сентября 2021 года.

Именно сейчас перед специалистами-управленцами, формирующими и организующими деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, стоит сложная задача формирования новой или модернизации существующей модели воспитания, способной развить и укрепить сложившийся уклад школьной жизни. Очевидно, что заместитель директора по воспитанию и социализации становится цементирующим звеном воспитательной системы в школе.

Программа повышения квалификации, разработанная и реализуемая в МЦРКПО, отвечает обозначенным требованиям. Ее цель – совершенствование профессиональных компетенций школьных управленцев в сфере воспитания.

Содержание курса распределено по пяти взаимосвязанным и взаимодополняющим модулям, включает в себя ин­терактивные формы занятий, помогающие подготовиться и выйти на итоговую аттестацию в форме защиты разработанной в ходе обучения модели воспитания и социализации и «дорожной карты» ее реализации.

Модули программы охватывают практически весь спектр направлений деятельности и профессиональных интересов заместителя руководителя по воспитанию и социализации обучающихся. В процессе их освоения происходит изучение нормативных основ государственной политики в сфере образования по вопросам воспитания и социализации с учетом всех последних изменений, проводится анализ ресурсов московского образования, городских проектов и их возможностей в воспитании и социализации обучающихся.
Формируется представление о современной системе воспитания школьников и воспитательной модели образовательной организации, механизмах ее развития или обновления. Важное место в программе занимает изучение механизмов, обеспечивающих эффективность управления системой, в том числе развития горизонтального управления за счет изменения роли классного руководителя и, как следствие, появления в школе нового института руководителя класса. Как подойти к решению, с чего начать формирование такого института, помогает понять мастер-класс от директора Романовской школы Татьяны Юрьевны Щипковой.

В ходе обучения второй и третьей групп жизнь внесла свои коррективы, и программа, не снижая планки объемного содержательного и практико-ориентированного наполнения, перешла в дистанционный формат, усиленный индивидуальным консультированием слушателей по каждой теме. Дистанция между всеми участниками реализации программы не помешала даже проведению защиты созданных моделей воспитания и социализации образовательных организаций.

До начала периода самоизоляции слушатели программы имели возможность пройти кратковременную стажировку в московских школах (школа №1518 и школа №1251 имени генерала Шарля де Голля) и ознакомиться с уникальным опытом построения системы воспитания, формирования уклада школьной жизни, проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В дистанционном режиме произошло не менее полезное и содержательное знакомство слушателей второй и третьей групп с опытом реализации проекта «Классный руководитель – руководитель класса» в школе №2065, представленным первым выпускником программы, заместителем руководителя по воспитанию и социализации К.Б.Урсеговым. А стажировка прошла в виртуальном пространстве, созданном кандидатом философских наук, заместителем начальника Управления непрерывного художественного образования МЦРКПО, почетным членом Российской академии художеств, лауреатом Премии Президента РФ, членом Союза художников России и Всероссийской ассоциации искусствоведов Ларисой Александровной Неменской, давшей представление о роли художественно-эстетического воспитания в школе.
С этого года вебинар Ларисы Александровны включен в программу как обязательный элемент содержания, помогающий слушателю найти собственные ответы на вопросы, почему важно формировать уклад школьной жизни, как художественно-эстетическое воспитание влияет на мировоззрение людей, на развитие нравственной и духовной культуры личности.

По результатам обучения слушатели представляют модель, раскрывающую концептуальную идею, цель, задачи, содержательное наполнение формируемой или реорганизуемой системы воспитания и социализации, ориентированную на сложившийся или планируемый уклад школьной жизни, имеющиеся или создаваемые ресурсы, а также «дорожную карту» реализации этой модели.

В прошедшем учебном году разработаны и прошли защиту 93 очень разные по содержанию, способам реализации творческие работы заинтересованных, небезразличных к судьбам школьников слушателей программы. При этом ключевая позиция, проходящая генеральной линией через большинство строящихся моделей, – это ориентация на изменение роли сегодняшнего классного руководителя, который, по словам В.В.Путина, «…ближе всего к ученикам…», на роль руководителя класса, его подготовку и системную поддержку.

Выпускники программы, отвечая на вопросы анкеты обратной связи, изучающей их мнение об организации, содержании, формах, методах, используемых в ходе обучения, отмечают ее важные особенности: получение практических инструментов для осуществления управленческой деятельности, таких как примерный перечень и правила разработки нормативных локальных актов, регламентирующих деятельность по воспитанию и социализации, принципы планирования и циклограмму работы заместителя по воспитанию, критерии оценки эффективности воспитательной работы, правила и способы организации коммуникации участников образовательных отношений, рекомендации по использованию возможностей внеурочной деятельности и дополнительного образования и многое другое.

Большинство слушателей подчеркивают, что в ходе обучения возникает ясное осмысление происходящих изменений в систематизации работы, в укреплении их позиции, определяющей важность совершенствования содержания, в развитии нового способа профессионального мышления («Не мыслить шаблонами!»), высоко оценивают возможность услышать разные мнения в профессиональном сообществе, что помогает объективно анализировать свою деятельность, выстраивать приоритеты, понять важность планирования и прогнозирования воспитательной деятельности: «Организация воспитательной работы должна быть ориентирована на запросы будущего».

На вопрос анкеты «Что бы вы изменили в программе?» рефреном звучит: «Нет предложений. Программа интересная и насыщенная. По возможности сохранить очную форму обучения.
Общение с коллегами – тоже учеба, взаимообучение». А на вопрос «Порекомендуете ли вы пройденный курс коллегам?» все заполнившие анкету единогласно ответили: «Да!», «Обязательно!», «Данный курс буду рекомендовать коллегам как практико-ориентированный», «Да, конечно. Курс прекрасно разработан. Позволяет прокачать компетенции, необходимые каждому управленцу. Педагоги – настоящие профессионалы! Всем огромное спасибо. Получила настоящее удовольствие от совместной деятельности!».

Самое важное, по общему мнению слушателей, – программа позволяет по-новому, как бы сверху взглянуть на сложившуюся систему воспитания в школе, выводит на новый уровень понимания воспитательной миссии школы.

У программы есть еще один возникший в ходе ее реализации эффект: общаясь на занятиях, работая в группах, обмениваясь опытом, слушатели ощущают синергетический эффект от взаимодействия единомышленников. Отсюда потребность в создании профессионального сообщества, в котором каждый из них и после завершения обучения смог бы черпать идеи и вдохновение в его непростой деятельности. Было предложено создать дискуссионный Клуб заместителей по воспитанию и социализации, первым шагом к которому стало формирование рабочей группы по разработке проекта новой должностной инструкции заместителя руководителя по воспитанию и социализации в общеобразовательной организации.

В условиях обновления системы воспитания в школе и необходимости разработки важнейших для этого документов у сектора сопровождения руководителей класса появляется новая важная задача – организовать методическое сопровождение заместителей директоров по воспитанию и социализации, и доступной и удобной формой для этого становится профессиональный клуб, основу которого уже составили выпускники программы «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации», среди которых – Мария Антипина (школа №1554), Светлана Артемова (школа №2123), Константин Урсегов (школа №2065), Светлана Михайлова (школа №814), Ирина Батавина (школа №1484), Елена Большакова (школа №707), Елена Александрова (школа №293), Милана Адамян (школа №1257), Татьяна Дрегер (школа №1514), Анастасия Виноградова (школа №2114), Анна Костикова (школа №1593), Екатерина Дунаева (учреждение допобразования «Центр творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость»), Наталья Даньшина (школа №1420) и многие другие.

Ольга ПОКОСОВСКАЯ, эксперт МЦРКПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте