search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Замечательный вожатый был, друзья, у нас К 95-летию. Всесоюзной пионерской организации

​Как подсказать сегодняшнему подростку единственно правильный путь в жизни, как помочь ему разобраться во всем многообразии событий и, наконец, главное, как воспитать в нем, созидателе нашего завтра, высокие чувства гражданственности и патриотизма? Этот вопрос был и остался в центре внимания семьи, школы, общественности, и решение его всегда виделось в тесном взаимодействии всех институтов общества.

Думаю, что это актуально и сегодня. Среди этих социальных институтов немалую роль в воспитании подрастающей смены в 70-е годы уже прошлого века играли трудовые коллективы предприятий, шефствовавшие над школами, их комсомольские организации, работавшие с пионерами.Большая дружба связывала, например, комсомольцев машиностроительного завода «Знамя труда» и пионеров 146-й школы, 1-го часового завода имени С.М.Кирова и 622-й школы, машиностроительного завода «Авангард» и 691-й школы, завода «Красный пролетарий» и 16-й школы. МГК ВЛКСМ видел свою задачу в том, чтобы добиться активного участия первичных комсомольских организаций в жизни пионерских отрядов и дружин.  Был объявлен смотр работы комсомольских организаций по руководству пионерскими отрядами. Он во многом способствовал успешному проведению Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!». По итогам двух этапов марша в Москве 1650 отрядов и 91 дружина получили почетное звание «Правофланговый». В этом сказалась и воспитательная роль комсомольцев-производственников.Во многих школах города во главе пионерских дружин и отрядов, объединений, клубов по интересам были посланцы московского комсомола. Молодые рабочие, инженеры и техники вместе с учителями были организаторами жизни наших ребят.В пионерских отрядах московских школ работали около 4 тысяч вожатых-производственников. Коллективными вожатыми были комсомольские организации 1156 бригад, цехов и отделов. Многие из них подхватили инициативу комсомольско-молодежной бригады Петра Ермакова «Каждой комсомольско-молодежной бригаде – пионерский отряд». «Наш завод» –  эти простые слова в устах пионеров, школьников и педагогов школы №553 Москворецкого района всегда вызывали чувство гордости у комсомольцев Завода имени Владимира Ильича. Под руководством партийной организации предприятия заводской комитет комсомола и педагогический коллектив школы добились того, что работа с пионерами стала делом всех комсомольцев завода. Девятнадцать пионерских отрядов и октябрятских групп имели коллективных вожатых-производственников. – Насколько помню себя в этой школе, а я здесь училась с 1-го класса, а теперь работаю, – рассказывала на бюро городского совета пионерской организации заместитель директора школы Н.Н.Ушакова, – вожатые-производственники всегда с нами.Комсомольским активистам города хорошо были знакомы имена вожатых-производственников – замечательных парней и девушек, по-настоящему преданных детям: Павла Столярова, Юлии Левачковой, Владимира Щербакова, Владимира Годчева, Василия Алексеева, Юрия Моргунова, Евгения Акинфеева, Юрия Михалина, Тамары Коробовой.Встречи и беседы с передовиками и ударниками производства, дни науки и техники, экскурсии на предприятия –  все эти формы служили нравственно-психологической подготовке ребят к труду, помогали им в решении трудной задачи выбора профессии.С большой теплотой вспоминали выпускники 293-й школы Бабушкинского района свой клуб «Твоя профессия». Лекции и беседы об экономике, о науке и технике помогали ребятам расширять  кругозор. Для многих из них клуб сыграл решающую роль в определении жизненного пути. Частыми гостями в клубе были комсомольцы – бывшие ученики школы – слесарь Женя Рвухин, токари Саша Щербаков и Женя Марков.Несколько лет работал на базе 776-школы клуб «Юный техник», организованный комсомольцами Карачаровского механического завода. Ребята охотно выполняли заказы предприятия, вносили  рационализаторские предложения по улучшению технологических процессов производства.Давняя дружба связывала московских пионеров с комсомольской организацией ЗИЛа, богатой славными трудовыми традициями. В 70-е годы была создана колонна из 30 грузовиков – совместный подарок комсомольцев-лихачевцев и учащихся московских школ  труженикам сельского хозяйства. Машины были изготовлены рабочими завода из металлолома, собранного пионерами всех районов города. Почин положили пионеры Пролетарского района.Крепко подружились пионеры Москвы с рабочими судостроительного завода «Океан» (Николаевская область). Инициативу пионеров 384-й школы Кунцевского района столицы построить корабль имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской горячо подхватили не только пионерские и комсомольские организации школ ряда городов страны, но и комсомольцы многих промышленных предприятий. Сейчас далеко за пределами нашей Родины бороздит моря и океаны крупнейший первый в отечественном судостроении рудовоз, носящий гордое имя замечательной дочери московского комсомола Зои Космодемьянской.Комсомольские организации предприятий активно привлекали подшефных школьников к участию в практических делах, стремясь к тому, чтобы заботы тружеников столицы стали и заботами юных москвичей. С успехом в пионерских отрядах Куйбышевского района прошла операция «Наш район на карте Родины». Ее цель заключалась в том, чтобы узнать историю предприятий района, познакомиться с передовиками производства, изучить экономические связи района с союзными республиками.Пионеры и школьники вместе со старшими товарищами активно участвовали в украшении своего города.  Это и строительство спортивных площадок во дворах и при школах, и озеленение улиц, площадей и скверов. Проезжая или проходя сегодня по Есенинскому или Сиреневому бульварам, Автозаводской улице или улице Крупской, многие москвичи, наверное, вспоминают и свое участие в озеленении этих московских территорий.  Широкое распространение в пионерских дружинах получил почин бригады сборщиц завода электровакуумных приборов (бригадир Галина Арефьева) один час в неделю трудиться на сэкономленном сырье. Пример ее бригады заразил ребят. На городском пионерском слете, посвященном 50-летию со дня присвоения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, предложено объявить «Поход бережливых». В пионерских дружинах создаются посты бережливых. Экономия мела, бумаги, хозяйское отношение к расходованию воды, электроэнергии, сохранность школьного здания, мебели, учебных пособий стали предметом повседневной заботы бережливых.В живом повседневном общении с производственниками, в процессе совместных с комсомольцами предприятий трудовых дел ребята познали суть и значение традиций рабочего класса.В этом плане особенно большие возможности предоставлял пионерский лагерь. В качестве вожатых, воспитателей и наставников ребят в лагерь ехали лучшие молодые производственники, которые передавали юным друзьям славные рабочие традиции, свой жизненный опыт, знания и умения.В этой связи показателен опыт Московского карбюраторного завода. Завод имел богатые боевые и трудовые традиции. На заводе было много молодежи. Молодые рабочие без отрыва от производства учились в вузах и техникумах. Большинство после получения дипломов остались работать на заводе. Лучшие из лучших направлялись на работу в пионерский лагерь МК3. И, очевидно, все это имело не последнее значение в том, что лагерю «Дружба» МК3 в течение 6 лет неизменно присваивалось звание «Лучший пионерский лагерь Москвы». Начальник пионерского лагеря Е.П.Гришаева (начальник отдела кадров завода) выезжала в лагерь 18 лет, старшая вожатая Н.Т.Пикалова (старший инженер) – 8 лет. Педагогический коллектив лагеря состоял из комсомольцев завода.В лагере «Дружба» сложилась весьма эффективная система трудового воспитания. Ее основу составлял созданный вожатыми-производственниками и пионерами музей трудовой славы завода. Экспозиция музея – это фотографии передовиков производства, образцы основных изделий, выпускаемых предприятием, с их краткой технической характеристикой. Галерею знатных людей открывал портрет И.А.Лихачева – первого директора Московского автомобильного завода. При музее работало экскурсионное бюро, знакомившее пионеров с историей завода, с работой их родителей, старших братьев и сестер.В пионерском лагере был создан клуб технического творчества. Каждое лето в его кружках занимались более 450 ребят. Лучшие работы кружковцев помещались в музее детского творчества, который существовал с 1956 года и имел в своем фонде более 1500 экспонатов. Организовал музей кадровый рабочий В.Д.Бондарев, проработавший на заводе 40 лет.Мы так гордились организацией летнего отдыха детей и подростков! Это была уникальная система воспитания подрастающего поколения. Как часто мы теперь употребляем слово «было», понимая, что рушить –  не создавать… Работали вожатые-производственники и в городских пионерских лагерях. Опыт работы комсомольской организации Всесоюзного института легких сплавов по работе с пионерами в городском пионерлагере, созданном сначала на базе школы №800, а потом в школе-новостройке №714 (70-е годы),  был одобрен МГК ВЛКСМ.  За годы своего существования городской пионерлагерь воспитал замечательные кадры пионервожатых.  Среди них –  Валерий Климков, Александр Ярославский, Михаил Картошин, Валентин Москвичев, Евгений Березин,  Надежда Меделева, Виктор Мелешин, Евгений Букин и многие другие. За большую работу по воспитанию подрастающего поколения они награждены грамотами РК ВЛКСМ, МГК ВЛКСМ,  грамотами ЦК ВЛКСМ, значком Центрального совета Всесоюзной  пионерской  организации имени В.И.Ленина  «За активную работу с пионерами». Это были поистине знатоки своего дела.Не у всех школ шефами были крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, которые имели многочисленные комсомольские организации. Были и малочисленные комсомольские организации, где вожатые-комсомольцы нередко лишь числились на бумаге, изредка наведываясь в школу. Вожатый-производственник чаще всего лишь помогал классному руководителю в проведении в основном культурно-массовых мероприятий. Многие комитеты комсомола недооценивали непосредственное участие комсомольцев в деятельности пионерских дружин, не привлекали детей к общественно полезной деятельности.  Но там, где сотрудничество получалось, жизнь пионеров становилась интереснее и многообразнее, а в лице комсомольцев-производственников они приобретали верных и надежных старших друзей, для которых слова «нам самим воспитывать свою смену» превращались в реальные дела.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте