Как подсказать сегодняшнему подростку единственно правильный путь в жизни, как помочь ему разобраться во всем многообразии событий и, наконец, главное, как воспитать в нем, созидателе нашего завтра, высокие чувства гражданственности и патриотизма? Этот вопрос был и остался в центре внимания семьи, школы, общественности, и решение его всегда виделось в тесном взаимодействии всех институтов общества.
Думаю, что это актуально и сегодня. Среди этих социальных институтов немалую роль в воспитании подрастающей смены в 70-е годы уже прошлого века играли трудовые коллективы предприятий, шефствовавшие над школами, их комсомольские организации, работавшие с пионерами.Большая дружба связывала, например, комсомольцев машиностроительного завода «Знамя труда» и пионеров 146-й школы, 1-го часового завода имени С.М.Кирова и 622-й школы, машиностроительного завода «Авангард» и 691-й школы, завода «Красный пролетарий» и 16-й школы. МГК ВЛКСМ видел свою задачу в том, чтобы добиться активного участия первичных комсомольских организаций в жизни пионерских отрядов и дружин. Был объявлен смотр работы комсомольских организаций по руководству пионерскими отрядами. Он во многом способствовал успешному проведению Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!». По итогам двух этапов марша в Москве 1650 отрядов и 91 дружина получили почетное звание «Правофланговый». В этом сказалась и воспитательная роль комсомольцев-производственников.Во многих школах города во главе пионерских дружин и отрядов, объединений, клубов по интересам были посланцы московского комсомола. Молодые рабочие, инженеры и техники вместе с учителями были организаторами жизни наших ребят.В пионерских отрядах московских школ работали около 4 тысяч вожатых-производственников. Коллективными вожатыми были комсомольские организации 1156 бригад, цехов и отделов. Многие из них подхватили инициативу комсомольско-молодежной бригады Петра Ермакова «Каждой комсомольско-молодежной бригаде – пионерский отряд». «Наш завод» – эти простые слова в устах пионеров, школьников и педагогов школы №553 Москворецкого района всегда вызывали чувство гордости у комсомольцев Завода имени Владимира Ильича. Под руководством партийной организации предприятия заводской комитет комсомола и педагогический коллектив школы добились того, что работа с пионерами стала делом всех комсомольцев завода. Девятнадцать пионерских отрядов и октябрятских групп имели коллективных вожатых-производственников. – Насколько помню себя в этой школе, а я здесь училась с 1-го класса, а теперь работаю, – рассказывала на бюро городского совета пионерской организации заместитель директора школы Н.Н.Ушакова, – вожатые-производственники всегда с нами.Комсомольским активистам города хорошо были знакомы имена вожатых-производственников – замечательных парней и девушек, по-настоящему преданных детям: Павла Столярова, Юлии Левачковой, Владимира Щербакова, Владимира Годчева, Василия Алексеева, Юрия Моргунова, Евгения Акинфеева, Юрия Михалина, Тамары Коробовой.Встречи и беседы с передовиками и ударниками производства, дни науки и техники, экскурсии на предприятия – все эти формы служили нравственно-психологической подготовке ребят к труду, помогали им в решении трудной задачи выбора профессии.С большой теплотой вспоминали выпускники 293-й школы Бабушкинского района свой клуб «Твоя профессия». Лекции и беседы об экономике, о науке и технике помогали ребятам расширять кругозор. Для многих из них клуб сыграл решающую роль в определении жизненного пути. Частыми гостями в клубе были комсомольцы – бывшие ученики школы – слесарь Женя Рвухин, токари Саша Щербаков и Женя Марков.Несколько лет работал на базе 776-школы клуб «Юный техник», организованный комсомольцами Карачаровского механического завода. Ребята охотно выполняли заказы предприятия, вносили рационализаторские предложения по улучшению технологических процессов производства.Давняя дружба связывала московских пионеров с комсомольской организацией ЗИЛа, богатой славными трудовыми традициями. В 70-е годы была создана колонна из 30 грузовиков – совместный подарок комсомольцев-лихачевцев и учащихся московских школ труженикам сельского хозяйства. Машины были изготовлены рабочими завода из металлолома, собранного пионерами всех районов города. Почин положили пионеры Пролетарского района.Крепко подружились пионеры Москвы с рабочими судостроительного завода «Океан» (Николаевская область). Инициативу пионеров 384-й школы Кунцевского района столицы построить корабль имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской горячо подхватили не только пионерские и комсомольские организации школ ряда городов страны, но и комсомольцы многих промышленных предприятий. Сейчас далеко за пределами нашей Родины бороздит моря и океаны крупнейший первый в отечественном судостроении рудовоз, носящий гордое имя замечательной дочери московского комсомола Зои Космодемьянской.Комсомольские организации предприятий активно привлекали подшефных школьников к участию в практических делах, стремясь к тому, чтобы заботы тружеников столицы стали и заботами юных москвичей. С успехом в пионерских отрядах Куйбышевского района прошла операция «Наш район на карте Родины». Ее цель заключалась в том, чтобы узнать историю предприятий района, познакомиться с передовиками производства, изучить экономические связи района с союзными республиками.Пионеры и школьники вместе со старшими товарищами активно участвовали в украшении своего города. Это и строительство спортивных площадок во дворах и при школах, и озеленение улиц, площадей и скверов. Проезжая или проходя сегодня по Есенинскому или Сиреневому бульварам, Автозаводской улице или улице Крупской, многие москвичи, наверное, вспоминают и свое участие в озеленении этих московских территорий. Широкое распространение в пионерских дружинах получил почин бригады сборщиц завода электровакуумных приборов (бригадир Галина Арефьева) один час в неделю трудиться на сэкономленном сырье. Пример ее бригады заразил ребят. На городском пионерском слете, посвященном 50-летию со дня присвоения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, предложено объявить «Поход бережливых». В пионерских дружинах создаются посты бережливых. Экономия мела, бумаги, хозяйское отношение к расходованию воды, электроэнергии, сохранность школьного здания, мебели, учебных пособий стали предметом повседневной заботы бережливых.В живом повседневном общении с производственниками, в процессе совместных с комсомольцами предприятий трудовых дел ребята познали суть и значение традиций рабочего класса.В этом плане особенно большие возможности предоставлял пионерский лагерь. В качестве вожатых, воспитателей и наставников ребят в лагерь ехали лучшие молодые производственники, которые передавали юным друзьям славные рабочие традиции, свой жизненный опыт, знания и умения.В этой связи показателен опыт Московского карбюраторного завода. Завод имел богатые боевые и трудовые традиции. На заводе было много молодежи. Молодые рабочие без отрыва от производства учились в вузах и техникумах. Большинство после получения дипломов остались работать на заводе. Лучшие из лучших направлялись на работу в пионерский лагерь МК3. И, очевидно, все это имело не последнее значение в том, что лагерю «Дружба» МК3 в течение 6 лет неизменно присваивалось звание «Лучший пионерский лагерь Москвы». Начальник пионерского лагеря Е.П.Гришаева (начальник отдела кадров завода) выезжала в лагерь 18 лет, старшая вожатая Н.Т.Пикалова (старший инженер) – 8 лет. Педагогический коллектив лагеря состоял из комсомольцев завода.В лагере «Дружба» сложилась весьма эффективная система трудового воспитания. Ее основу составлял созданный вожатыми-производственниками и пионерами музей трудовой славы завода. Экспозиция музея – это фотографии передовиков производства, образцы основных изделий, выпускаемых предприятием, с их краткой технической характеристикой. Галерею знатных людей открывал портрет И.А.Лихачева – первого директора Московского автомобильного завода. При музее работало экскурсионное бюро, знакомившее пионеров с историей завода, с работой их родителей, старших братьев и сестер.В пионерском лагере был создан клуб технического творчества. Каждое лето в его кружках занимались более 450 ребят. Лучшие работы кружковцев помещались в музее детского творчества, который существовал с 1956 года и имел в своем фонде более 1500 экспонатов. Организовал музей кадровый рабочий В.Д.Бондарев, проработавший на заводе 40 лет.Мы так гордились организацией летнего отдыха детей и подростков! Это была уникальная система воспитания подрастающего поколения. Как часто мы теперь употребляем слово «было», понимая, что рушить – не создавать… Работали вожатые-производственники и в городских пионерских лагерях. Опыт работы комсомольской организации Всесоюзного института легких сплавов по работе с пионерами в городском пионерлагере, созданном сначала на базе школы №800, а потом в школе-новостройке №714 (70-е годы), был одобрен МГК ВЛКСМ. За годы своего существования городской пионерлагерь воспитал замечательные кадры пионервожатых. Среди них – Валерий Климков, Александр Ярославский, Михаил Картошин, Валентин Москвичев, Евгений Березин, Надежда Меделева, Виктор Мелешин, Евгений Букин и многие другие. За большую работу по воспитанию подрастающего поколения они награждены грамотами РК ВЛКСМ, МГК ВЛКСМ, грамотами ЦК ВЛКСМ, значком Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина «За активную работу с пионерами». Это были поистине знатоки своего дела.Не у всех школ шефами были крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, которые имели многочисленные комсомольские организации. Были и малочисленные комсомольские организации, где вожатые-комсомольцы нередко лишь числились на бумаге, изредка наведываясь в школу. Вожатый-производственник чаще всего лишь помогал классному руководителю в проведении в основном культурно-массовых мероприятий. Многие комитеты комсомола недооценивали непосредственное участие комсомольцев в деятельности пионерских дружин, не привлекали детей к общественно полезной деятельности. Но там, где сотрудничество получалось, жизнь пионеров становилась интереснее и многообразнее, а в лице комсомольцев-производственников они приобретали верных и надежных старших друзей, для которых слова «нам самим воспитывать свою смену» превращались в реальные дела.
Комментарии