search
main
0

Закрывать школу, значит, не оставлять шанса на развитие села. Сергей НАУМОВ, директор Департамента образования Нижегородской области

– Сергей Васильевич, российское образование – это, с одной стороны, единое образовательное пространство, а с другой – сочетание характерных региональных особенностей в образовательных системах. Есть ли, на ваш взгляд, своя «линия» у нижегородского образования? В чем его сильные стороны? – Самое главное – это наши люди и традиции. Начиная с Козьмы Минина нижегородцы отличались умением строить свою политику. И в области образования тоже. Нижегородское образование, с моей точки зрения, всегда славилось своими традициями. Оно консервативно в хорошем смысле. Мы никогда не гнались за модой, сиюминутным успехом, никогда не экспериментировали на детях. Это не означает, что у нас нет инноваций, просто традиционные методы обучения сочетаются с новыми. Я думаю, так и должно быть.

Традиционно на Нижегородчине тесно сочетаются наука и образование. Саров, например, раньше был закрытым городом, здесь активно развивалось производство, и так сложилось, что в разных отраслях, в том числе и в образовании нашей области, работает много талантливых людей. Развитие «оборонки» обеспечило развитие физики, математики, других наук, необходимых для производства. Это давало возможность наращивать и научные, и учительские педагогические кадры. У нас есть принципиальные позиции, например, что сельская школа должна жить. Мы не сокращаем их сеть, хотя у нас, как и по всей России, есть проблемы доступности и качества образования на селе. Качество не только в смысле совершенствования процесса обучения. Сельский ученик должен быть конкурентоспособен городскому. А ему сегодня сложнее поступить в вуз. Поэтому мы участвуем в федеральной программе реструктуризации сельских школ, но не сокращаем их, а создаем школы-комплексы, где есть библиотека, детский сад, музыкальная и спортивная школы или что-то другое. Главное – школа остается центром культуры. Сегодня это возможно, потому что деньги, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но пошли на село. А закрывать там начальные школы, значит, не оставлять никаких шансов на возрождение. Ведь любой молодой специалист сначала спросит про школу и больницу. И если все это окажется за пять километров, туда он и отправится. По этой причине мы оставляем начальную школу и детский сад или объединяем их. Понимаю, что не все зависит от образования, необходимо еще восстанавливать экономику села, но мы сохраняем главное и делаем то, что зависит от нас.

– Сергей Васильевич, почему все-таки Нижегородская область не участвует в эксперименте по ЕГЭ?

– Мы не против совершенствования вступительных экзаменов в вуз, мы за качество и доступность образования. Но ребенку из Якутии, который решит, например, поступать в МГУ, все равно придется приезжать в Москву, чтобы сдать профильный экзамен. Первоначально идея единого госэкзамена таких поездок не предполагала, говорили о том, что достаточно только разослать в вузы свои результаты. И еще мы выступаем против голого тестирования. Ученые утверждают, что тестом нельзя проверить больше двадцати процентов знаний. Да и сама система образования не должна превращаться в натаскивание. Вот, например, у заслуженной сельской учительницы литературы, которую все уважают, дети вдруг плохо написали ЕГЭ. Что скажут односельчане? Смотрите, Марья Ивановна-то у нас, оказывается, совсем не профессионал! И что сделает Марья Ивановна на следующий год? Начнет натаскивать на тесты. Кому хочется быть плохой учительницей? Это говорит о том, что система, которую мы предлагаем Марье Ивановне, несовершенна, мы сужаем технологию подачи знаний, оценивания школы, учителя, который там работает. В прошлом году мы решили провести эксперимент, приняли участие в ЕГЭ по математике для девятых классов. Это был сознательный шаг, потому что тест составлял всего тридцать процентов. Оставшаяся часть решалась по классической схеме. И что получилось? Наши девятиклассники продемонстрировали лучшие показатели в России, что еще раз подтверждает правильность нашей логики. Тест в оценке знаний может присутствовать только как одна из составляющих, и есть предметы, по которым проводить тестирование нельзя, а их все равно пытаются загнать в рамки теста.

– А что, по-вашему, является инструментом оценки качества знаний, преподавания?

– Сегодня наш Институт развития образования пытается синтезировать лучший опыт многих стран для решения этого вопроса. Мы специально изучали голландский и шотландский опыт. Есть разные схемы, когда, например, один учитель проверяет другого, принимая экзамены у его учеников. В области уже тринадцать лет функционирует система мониторинга уровня обученности выпускников школы в рамках аттестации педкадров и образовательных учреждений. Совместно с РАО с 1998 года область принимает участие в международных сравнительных исследованиях качества образования. Мы вышли в Министерство образования и науки России с предложением включить Нижегородскую область в пилотный проект по качеству образования не только средней школы, но и профессионального образования. Нас очень волнует проблема оценки качества работы педагогов. Медалисты – ведь далеко не главный показатель. На мой взгляд, важнее количество победителей олимпиад. Поэтому в области мощная сеть олимпиадного движения. Есть даже специальная олимпиада «Таланты земли Нижегородской», по результатам которой занявшие первые – вторые – третьи места без экзаменов поступают в Нижегородский госуниверситет. Эту олимпиаду мы проводим уже восемь лет. Конечно, количество победителей в олимпиадах тоже не исчерпывает систему оценки качества работы. Сюда, как я говорил, добавляются аттестация, аккредитация, а теперь и участие в нацпроекте. Я думаю, плюс нацпроекта в том, что он поднимает школу на новый уровень общественной значимости. Мы ввели в оценку школы шесть экспертных групп, среди них – родители, предприниматели. Это дало совершенно другое понимание обществом школы. А в итоге отбора лучших школ и педагогов в регионе появился, можно сказать, новый Институт развития образования, мощнейший методический центр, который дает возможность консолидировать лучший опыт и транслировать его. Теперь не надо изобретать велосипед, теперь знаешь, куда поехать, у кого из коллег поучиться. Кстати, в итоге реализации нацпроекта у нас появилось еще одно ноу-хау: мы разработали и апробировали собственную компьютерную программу оценки лучших школ, исключающую личностный подход. Нам предложили ее растиражировать на федеральный уровень.

Своя «линия» проявляется у нас и в том, что мы сохранили систему дополнительного образования и воспитания. А профильное обучение в нижегородской системе начало формироваться на 10-12 лет раньше, чем об этом заговорили в федеральном министерстве. У нас разработана концепция развития области до 2020 года, где четко указаны отрасли, которые будут развиваться быстрее других. Образование во многом работает на экономику региона. Поэтому принята программа подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы. Мы составили прогноз, кого и сколько необходимо готовить. Развивается партнерство бизнеса и образования. Вузы открывают свои кафедры и их филиалы на базах бизнес-партнеров и становятся активными членами Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

В позапрошлом году у нас проходила коллегия Федерального агентства по образованию по НПО и СПО. Наш профтех был признан лучшим в России потому, что мы не готовим «в воздух», а только по договорам с предприятиями. Трудоустройство выпускников этих учреждений составляет 99,8 процента. В свое время в НПО и СПО мы создали учреждения интегрированного типа. Областным учреждениям НПО мы дали статус техникума, установив квоту на подготовку специалистов по специальностям НПО 70 процентов, по СПО – 30. Так мы сохранили кадры для села, да и в городе интеграция этих учреждений способствовала не только сохранению, но и развитию системы. Сегодня многие в России пошли по этому пути.

– Сейчас все чаще стали говорить о том, что золотая медаль не должна давать выпускнику никаких преференций при поступлении в вуз, потому что многие медалисты уже в первые месяцы учебы не подтверждают уровень своих знаний. Получается, медали ненастоящие. Такие факты бросают тень и на школы, которые дотягивают выпускников до медалей ради статистики… Может быть, и вправду пришло время сделать медаль моральным поощрением за успехи в учебе?

– Медаль дается за упорный труд в течение многих лет. И это давняя традиция, которую не стоит менять. Прошли те времена, когда школу ругали за отсутствие медалистов. А по поводу того, что медалисты что-то там не подтверждают, я бы рассматривал каждый такой случай индивидуально. У нас в регионе такой учет есть на протяжении многих лет. 0,3 процента медалистов по тем или иным причинам не продолжают обучение. Но это ведь жизнь, в ней бывает всякое. А кто, говоря о медалистах, интересовался требованиями, которые предъявляются сегодня в вузах, кто рассматривал вопрос с той позиции, что в отдельных вузах при вступительных испытаниях конкурс среди медалистов по 3-4 человека на место?

Медаль все-таки мощный стимул к достижению высоких результатов в учебе. Можно включить ее наличие в суммарное портфолио абитуриента как составную часть его интегральной оценки с достаточно высоким «весовым» коэффициентом.

– Сергей Васильевич, какие задачи-максимум вы ставите перед собой как руководитель системы образования области?

– Главное – это увеличение зарплаты педагогам. По области в среднем она составляет 4380 рублей. И, конечно, важнейшая задача – изменение в обществе отношения к учительству, его достойная жизнь. Потому что свободного человека может воспитать только свободный человек, полный достоинства и уважения к себе со стороны общества.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте