search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству
0

Законы, которые нас ожидают. Министерство образования и науки рассказало депутатам о своих планах

В разгар экзаменов депутаты Государственной Думы решили заслушать отчет Министерства образования и науки о том, как создается правовая база для доступности и бесплатности образования. Так называемый Правительственный час в Думе длился около трех часов. Депутаты ходом реформ остались недовольны. Их беспокоит, что тысячи детей не учатся в школе, что у студентов маленькая стипендия, а у педагогов – зарплата. Парламентариев волнует судьба сельских школ и качество учебников. Для депутатов осталась непонятной стратегия министерства: чья модель образования взята за основу реформирования, где концепция, одобренная научным сообществом? Неоднозначным оказалось отношение к единому экзамену – от пожелания преодолевать сопротивление руководителей вузов до утверждений, что «на селе ЕГЭ абсолютно не проходит». Те, кто был обеспокоен переводом техникумов и училищ на уровень регионов, услышали, что Минфин выделяет 5 миллиардов рублей тем субъектам РФ, где такая передача состоялась. А к 1 сентября министерство будет иметь полную информацию о том, как обстоят дела в этих учреждениях по всей стране.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

– В настоящий момент мы руководствуемся следующими одобренными Правительством РФ приоритетными направлениями развития образования: формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и обеспечение доступности качественного общего образования, а также переход на принцип подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг. 25 мая правительством был утвержден комплекс мер по реализации данных приоритетов. Все меры могут быть разделены условно на три группы: ресурсное, организационное и нормативно-правовое обеспечение образования. Говоря о ресурсном обеспечении, я должен отметить, что за последние годы в этом вопросе наметились положительные тенденции. Объемы финансирования образования продолжают увеличиваться, укрепляется учебно-материальная база образовательных учреждений, растет инвестиционная составляющая целевых программ.

Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее ресурсное обеспечение образования не будет эффективным, если не менять организационные механизмы в системе образования. В ближайшие годы нам предстоит обеспечить общественное участие в управлении образованием. Уже сейчас в ряде школ и вузов страны создаются и доказывают свою эффективность управляющие попечительские и наблюдательные советы. Все более активно к оценке качества профессионального образования привлекаются представители работодателей. Я могу сказать, что практически во всех школах – финалистах конкурса «Лучшие школы России» успешно работают попечительские и наблюдательные советы, именно они позволили этим школам стать лучшими.

Второе направление. Нам необходимо разработать новые образовательные стандарты. В общем образовании они должны касаться не только содержания образования, но и условий осуществления образовательной деятельности. Это позволило бы нам несколько выровнять ситуацию с материальным обеспечением школ в регионах. Также предстоит развивать общенациональную систему оценки качества образования. Стоит отметить, что за последние месяцы несколько общественных и предпринимательских организаций проявили инициативу создания рейтинговых агентств, деятельность которых будет направлена на оценку образовательных ресурсов исходя из потребностей экономики страны.

Теперь я хотел бы подробней остановиться на нормативно-правовом обеспечении образования. Все разработанные и разрабатываемые сегодня нормативные правовые акты можно условно разделить на четыре группы. В каждой группе доминирует та или иная направленность законодательных изменений. Первая группа законов направлена на обеспечение доступности образования. К ней можно отнести законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет, а также законопроект об образовательных субсидиях. Вторая группа законов посвящена оценке качества образования. Это законопроекты о введении единого государственного экзамена и о создании систем государственного контроля и надзора в сфере образования. Третья группа законов обеспечивает структурные изменения системы образования. В эту группу входят законопроект об уровнях высшего профессионального образования и законопроект об интеграции науки и образования. И наконец, четвертая группа законов направлена на расширение участия работодателей в развитии профессионального образования. Сюда можно отнести законопроекты о регламентации дополнительного профессионального образования и о расширении прав работодателей.

Несколько слов о каждом из перечисленных законопроектов. Законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет в должностях солдат, сержантов и старшин, предусматривает для данной категории лиц предоставление возможности внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, создание бюджетных подготовительных отделений и установление повышенной стипендии социального характера – 3 тысячи рублей в месяц. Принятие закона позволит повысить привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечить социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности военной службы. Этот законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.

Законопроект об образовательных субсидиях предусматривает подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по заявкам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Принятие законопроекта позволит улучшить условия получения профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и создаст механизм закрепления квалифицированных кадров в государственных муниципальных организациях. В настоящее время идет работа над концепцией законопроекта. В частности, обсуждается вопрос о предоставлении образовательных субсидий не только на оплату образовательных услуг, но и на расходы студента, которые сопутствуют его обучению в вузе. Известно, что сегодня ребята из малообеспеченных семей не могут учиться в престижных вузах не столько потому, что не могут туда поступить, сколько потому, что у них нет денег для того, чтобы обеспечить себе жизнь во время учебы.

Следующий законопроект – о введении единого государственного экзамена. Он предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузе и среднем специальном учебном заведении. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной итоговой аттестации либо в форме единого государственного экзамена, либо в иной форме, установленной Министерством образования и науки. Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, однако наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить, права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме того, те вузы, которые осуществляют обучение по направлениям, требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических, физических способностей, наклонностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут устанавливать дополнительные испытания. Как говорят ректоры, с которыми мы достаточно активно работаем над разработкой этого закона, вуз имеет право выбирать своего студента. В настоящее время законопроект проходит согласование с отраслевыми министерствами и субъектами Российской Федерации.

Следующий – законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования. Он предусматривает совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации, а также предоставление субъекту РФ права госаккредитации образовательных учреждений, кроме вузов (вузы аккредитуются на федеральном уровне). Кроме того, законопроект обеспечивает независимость уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность системы контроля и качества образовательных услуг.

Следующие два законопроекта связаны со структурными изменениями в сфере образования. Один из них предусматривает введение следующих уровней высшего профессионального образования: бакалавриат – три-четыре года обучения, магистратура (следующий уровень) – два года обучения. Для поступления на обучение по программе второго уровня необходимо будет иметь степень бакалавра. По отдельным специальностям и направлениям подготовки сохраняется возможность непрерывного обучения по программам специалитета. Поступление на эти специальности допускается сразу после школы без прохождения бакалавриата. Срок обучения по специалитету будет составлять пять-шесть лет. Перечень специальностей будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит повысить качество высшего образования и эффективность использования бюджетных средств, оптимизировать число специальностей и направлений подготовки, построить более гибкие, ориентированные на выбор молодого человека обязательные образовательные программы, обучающиеся смогут более рационально использовать свои временные и материальные ресурсы. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.

Еще один проект закона о структурных изменениях – это законопроект об интеграции науки и образования. Он предоставляет научным организациям, независимо от их организационно-правовой формы, возможность осуществлять образовательную деятельность, научным организациям и высшим учебным заведениям – возможность предоставлять закрепленное за ними имущество по договорам аренды и безвозмездного пользования для обеспечения функционирования базовых кафедр и лабораторий, возможность сочетать образовательный процесс с выполнением научных исследований и разработок. Законопроект позволит реализовать принцип многообразия форм и направлений интеграционных процессов, а также ликвидировать имеющиеся сегодня искусственные барьеры между научными и образовательными организациями, создав общероссийскую сеть мощных научно-образовательных комплексов мирового уровня. Законопроект проходит согласование с заинтересованными ведомствами.

И наконец, последняя группа законов – об участии профессионального сообщества в образовании. Первый законопроект предоставляет право коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования и вводит профессионально-общественную аттестацию, аккредитацию дополнительного профессионального образования. Принятие законопроекта позволит обучающимся в более короткие сроки получать специальные знания и навыки, стать конкурентоспособными на рынке труда, расширить перечень организаций, реализующих программу дополнительного профессионального образования, привлечь внебюджетные источники финансирования в эту сферу. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.

И последний законопроект, о котором я хотел бы сказать в своем докладе, – это законопроект о расширении прав работодателей. Он предоставляет право объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании (мониторинге) рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специалистов, в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и в контроле качества профессионального образования. Принятие законопроекта позволит открыть систему образования, ориентировать ее на удовлетворение запросов экономики и общества, создать механизмы участия работодателей в управлении и оценке качества образовательных программ и подготовки выпускников образовательных учреждений. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.

В завершение выступления хочу выразить признательность всем тем, кто принял участие в обсуждении названных законопроектов. Свои предложения внесли члены Комитета Госдумы по образованию и науке, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки РФ, Ассоциация технических университетов, молодежное общественное движение «Российские студенческие отряды», представители объединения работодателей. Следует отметить, что одной из удачных форм подготовки и обсуждения законопроектов стала совместная работа министерства и комиссии по проблемам образования и науки, которая была сформирована решением генсовета партии «Единая Россия» от 11 ноября 2004 года. Для нас было крайне важно, чтобы в составе данной комиссии работали депутаты Государственной Думы всех фракций, члены Совета Федерации, а также представители Администрации Президента РФ, Правительства Российской Федерации, профессиональных союзов, ректорского корпуса. Совместная работа в составе четырех рабочих групп позволила учесть мнения и предложения представителей различных социальных и общественных групп.

Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию:

– Много и правильно говоря о путях совершенствования системы образования, приоритетных направлениях ее формирования и модернизации, мы не можем сегодня забывать о нуждах этого гигантского организма, который характеризуется не только многомиллионной численностью обучающихся и работающих, но и той материально-технической базой, которая включает в себя свыше тридцати пяти миллионов квадратных метров учебных площадей, общежитий и оборудование стоимостью в миллиарды рублей. Нормальное и эффективное функционирование всего этого хозяйства, его содержание и развитие – предмет постоянной заботы Министерства образования и науки, Рособразования, органов управления образованием при активной поддержке руководства и депутатов Государственной Думы. В своем выступлении я хотел бы кратко остановиться на наиболее важных вопросах деятельности агентства, связанных с ресурсным обеспечением системы образования.

Первое. Начиная с 2000 года быстрыми темпами наращиваются объемы капитального строительства учреждений образования и их инфраструктуры. Достаточно сказать, что объем финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы за этот период вырос более чем в тридцать раз и вместе с непрограммной частью, о которой я скажу особо, составит в текущем году около 7 миллиардов рублей. Только в 2004 году было введено в строй сорок два объекта учреждений образования федерального ведения общей площадью более 250 тысяч квадратных метров, среди которых учебно-лабораторный корпус Пермского государственного университета, пусковой комплекс Липецкого государственного технического университета, учебно-спортивные корпуса Северо-Кавказского горно-металлургического института и Чувашского государственного университета, учебный корпус Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге. Считаю важным подчеркнуть, что строительство и ремонт студенческих общежитий рассматриваются нами в качестве приоритетных направлений нашей работы. Так, более миллиарда рублей ежегодно направляется только на капитальный ремонт общежитий. В проекте бюджета на 2006 год впервые предусмотрены средства на строительство пяти новых общежитий.

Особо надо сказать о непрограммной части инвестиционной деятельности, складывающейся в основном из объектов, финансируемых из федерального бюджета целевым порядком по инициативе депутатов Государственной Думы. Скажем прямо, это один из немногих путей реальной поддержки самого массового звена нашего образования – общеобразовательной школы – федеральным центром. Благодаря вашим усилиям объем финансирования на эти цели в последние годы рос очень динамично. Если в 2002 году было выделено около 190 миллионов рублей, в 2003 году – 500 миллионов, то в 2004 году эта цифра увеличилась до 1 миллиарда, а в 2005 году составляет 2,2 миллиарда рублей. Еще раз повторюсь: это большое подспорье для системы образования. Однако хотелось бы высказать одно пожелание: при определении адресного объекта на очередной бюджетный год более четко координировать его с ранее принятыми. В противном случае у нас появляются новые объекты при незавершенном строительстве старых, финансирование которых прекращается, а затраченные средства в буквальном смысле омертвляются. Особо следует сказать и о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Исключительно благодаря поддержке депутатов Государственной Думы нам удалось ежегодно получать по этой подпрограмме ассигнования, в десять раз превышающие предусмотренные утвержденной программой. Объем средств федерального бюджета по подпрограмме в 2004 году составил 500 миллионов рублей, а с учетом средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и других внебюджетных источников, включая личные средства молодых семей, совокупный бюджет подпрограммы в 2004 году превысил 12,5 миллиона рублей. Всего за три года реализации подпрограммы общий объем освоенных средств составил почти 40 миллиардов рублей, в результате чего более 114 тысяч молодых семей главным образом из системы образования улучшили свои жилищные условия. К большому сожалению, в проектировках бюджета 2006 года предполагается сократить объем ассигнований по подпрограмме до 250 миллионов рублей, что мы считаем недопустимым, и рассчитываем на вашу поддержку. По Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2004 году введены в эксплуатацию двадцать шесть общеобразовательных школ.

Вторая проблема. Важным шагом является происходящее в рамках административной реформы перераспределение полномочий различных уровней государственной власти в области образования. Прежде всего речь идет о передаче в ведение субъектов Российской Федерации более 2,5 тысячи учреждений начального образования и около двухсот учреждений среднего профессионального образования. В целом этот процесс прошел организованно, хотя по ряду субъектов были и, к сожалению, остаются сложности, связанные в основном с проблемами недофинансирования переданных учреждений. Не менее многотрудной и многоплановой является стоящая перед нами задача оптимизации сети образовательных учреждений как федерального, так и региональных уровней. В этой связи реструктуризация сети учреждений должна выступать средством оптимизации финансовых потоков в системе образования, обеспечения оптимального соотношения между финансовыми затратами на сферу образования и качеством, доступностью образовательных услуг. В последнее время мы получаем из регионов множество предложений, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений, причем не только разного уровня, но и разных форм собственности. И здесь хочу подчеркнуть, что эти предложения, связанные с различным уровнем федеральной собственности, противоречат законодательству. Поэтому нами в самое ближайшее время будет разработан механизм совместных действий в этом направлении.

Третье. Остановлюсь на проблемах налогообложения образовательных учреждений. Отмена льгот по налогу на прибыль, например, привела к тому, что значительно сокращаются расходы образовательных учреждений за счет средств, полученных из внебюджетных источников на материально-техническое обеспечение. После уплаты налога на прибыль стало невыгодно за счет этих средств приобретать оборудование, ремонтировать и строить учебные корпуса и общежития. Объем таких расходов сократился с 2002 года более чем в два раза.

Компенсация земельного налога и налога на имущество образовательных учреждений может потребовать дополнительного объема расходов из федерального бюджета, сопоставимого с объемом расходов на содержание самих учреждений. Точные расчеты пока не сделаны, поскольку в подавляющем большинстве муниципальных образований пока не приняли соответствующие нормативные акты. Правда, есть и обнадеживающие примеры. Так, законом города Москвы от 1 июня 2005 года № 19 освобождены от земельного налога не только муниципальные образовательные учреждения, но и федеральные.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте