В разгар экзаменов депутаты Государственной Думы решили заслушать отчет Министерства образования и науки о том, как создается правовая база для доступности и бесплатности образования. Так называемый Правительственный час в Думе длился около трех часов. Депутаты ходом реформ остались недовольны. Их беспокоит, что тысячи детей не учатся в школе, что у студентов маленькая стипендия, а у педагогов – зарплата. Парламентариев волнует судьба сельских школ и качество учебников. Для депутатов осталась непонятной стратегия министерства: чья модель образования взята за основу реформирования, где концепция, одобренная научным сообществом? Неоднозначным оказалось отношение к единому экзамену – от пожелания преодолевать сопротивление руководителей вузов до утверждений, что «на селе ЕГЭ абсолютно не проходит». Те, кто был обеспокоен переводом техникумов и училищ на уровень регионов, услышали, что Минфин выделяет 5 миллиардов рублей тем субъектам РФ, где такая передача состоялась. А к 1 сентября министерство будет иметь полную информацию о том, как обстоят дела в этих учреждениях по всей стране.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
– В настоящий момент мы руководствуемся следующими одобренными Правительством РФ приоритетными направлениями развития образования: формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и обеспечение доступности качественного общего образования, а также переход на принцип подушевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг. 25 мая правительством был утвержден комплекс мер по реализации данных приоритетов. Все меры могут быть разделены условно на три группы: ресурсное, организационное и нормативно-правовое обеспечение образования. Говоря о ресурсном обеспечении, я должен отметить, что за последние годы в этом вопросе наметились положительные тенденции. Объемы финансирования образования продолжают увеличиваться, укрепляется учебно-материальная база образовательных учреждений, растет инвестиционная составляющая целевых программ.
Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее ресурсное обеспечение образования не будет эффективным, если не менять организационные механизмы в системе образования. В ближайшие годы нам предстоит обеспечить общественное участие в управлении образованием. Уже сейчас в ряде школ и вузов страны создаются и доказывают свою эффективность управляющие попечительские и наблюдательные советы. Все более активно к оценке качества профессионального образования привлекаются представители работодателей. Я могу сказать, что практически во всех школах – финалистах конкурса «Лучшие школы России» успешно работают попечительские и наблюдательные советы, именно они позволили этим школам стать лучшими.
Второе направление. Нам необходимо разработать новые образовательные стандарты. В общем образовании они должны касаться не только содержания образования, но и условий осуществления образовательной деятельности. Это позволило бы нам несколько выровнять ситуацию с материальным обеспечением школ в регионах. Также предстоит развивать общенациональную систему оценки качества образования. Стоит отметить, что за последние месяцы несколько общественных и предпринимательских организаций проявили инициативу создания рейтинговых агентств, деятельность которых будет направлена на оценку образовательных ресурсов исходя из потребностей экономики страны.
Теперь я хотел бы подробней остановиться на нормативно-правовом обеспечении образования. Все разработанные и разрабатываемые сегодня нормативные правовые акты можно условно разделить на четыре группы. В каждой группе доминирует та или иная направленность законодательных изменений. Первая группа законов направлена на обеспечение доступности образования. К ней можно отнести законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет, а также законопроект об образовательных субсидиях. Вторая группа законов посвящена оценке качества образования. Это законопроекты о введении единого государственного экзамена и о создании систем государственного контроля и надзора в сфере образования. Третья группа законов обеспечивает структурные изменения системы образования. В эту группу входят законопроект об уровнях высшего профессионального образования и законопроект об интеграции науки и образования. И наконец, четвертая группа законов направлена на расширение участия работодателей в развитии профессионального образования. Сюда можно отнести законопроекты о регламентации дополнительного профессионального образования и о расширении прав работодателей.
Несколько слов о каждом из перечисленных законопроектов. Законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет в должностях солдат, сержантов и старшин, предусматривает для данной категории лиц предоставление возможности внеконкурсного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, создание бюджетных подготовительных отделений и установление повышенной стипендии социального характера – 3 тысячи рублей в месяц. Принятие закона позволит повысить привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечить социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности военной службы. Этот законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.
Законопроект об образовательных субсидиях предусматривает подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по заявкам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Принятие законопроекта позволит улучшить условия получения профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и создаст механизм закрепления квалифицированных кадров в государственных муниципальных организациях. В настоящее время идет работа над концепцией законопроекта. В частности, обсуждается вопрос о предоставлении образовательных субсидий не только на оплату образовательных услуг, но и на расходы студента, которые сопутствуют его обучению в вузе. Известно, что сегодня ребята из малообеспеченных семей не могут учиться в престижных вузах не столько потому, что не могут туда поступить, сколько потому, что у них нет денег для того, чтобы обеспечить себе жизнь во время учебы.
Следующий законопроект – о введении единого государственного экзамена. Он предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузе и среднем специальном учебном заведении. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной итоговой аттестации либо в форме единого государственного экзамена, либо в иной форме, установленной Министерством образования и науки. Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, однако наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить, права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме того, те вузы, которые осуществляют обучение по направлениям, требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических, физических способностей, наклонностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут устанавливать дополнительные испытания. Как говорят ректоры, с которыми мы достаточно активно работаем над разработкой этого закона, вуз имеет право выбирать своего студента. В настоящее время законопроект проходит согласование с отраслевыми министерствами и субъектами Российской Федерации.
Следующий – законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования. Он предусматривает совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации, а также предоставление субъекту РФ права госаккредитации образовательных учреждений, кроме вузов (вузы аккредитуются на федеральном уровне). Кроме того, законопроект обеспечивает независимость уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность системы контроля и качества образовательных услуг.
Следующие два законопроекта связаны со структурными изменениями в сфере образования. Один из них предусматривает введение следующих уровней высшего профессионального образования: бакалавриат – три-четыре года обучения, магистратура (следующий уровень) – два года обучения. Для поступления на обучение по программе второго уровня необходимо будет иметь степень бакалавра. По отдельным специальностям и направлениям подготовки сохраняется возможность непрерывного обучения по программам специалитета. Поступление на эти специальности допускается сразу после школы без прохождения бакалавриата. Срок обучения по специалитету будет составлять пять-шесть лет. Перечень специальностей будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит повысить качество высшего образования и эффективность использования бюджетных средств, оптимизировать число специальностей и направлений подготовки, построить более гибкие, ориентированные на выбор молодого человека обязательные образовательные программы, обучающиеся смогут более рационально использовать свои временные и материальные ресурсы. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.
Еще один проект закона о структурных изменениях – это законопроект об интеграции науки и образования. Он предоставляет научным организациям, независимо от их организационно-правовой формы, возможность осуществлять образовательную деятельность, научным организациям и высшим учебным заведениям – возможность предоставлять закрепленное за ними имущество по договорам аренды и безвозмездного пользования для обеспечения функционирования базовых кафедр и лабораторий, возможность сочетать образовательный процесс с выполнением научных исследований и разработок. Законопроект позволит реализовать принцип многообразия форм и направлений интеграционных процессов, а также ликвидировать имеющиеся сегодня искусственные барьеры между научными и образовательными организациями, создав общероссийскую сеть мощных научно-образовательных комплексов мирового уровня. Законопроект проходит согласование с заинтересованными ведомствами.
И наконец, последняя группа законов – об участии профессионального сообщества в образовании. Первый законопроект предоставляет право коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования и вводит профессионально-общественную аттестацию, аккредитацию дополнительного профессионального образования. Принятие законопроекта позволит обучающимся в более короткие сроки получать специальные знания и навыки, стать конкурентоспособными на рынке труда, расширить перечень организаций, реализующих программу дополнительного профессионального образования, привлечь внебюджетные источники финансирования в эту сферу. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.
И последний законопроект, о котором я хотел бы сказать в своем докладе, – это законопроект о расширении прав работодателей. Он предоставляет право объединениям работодателей участвовать в государственном прогнозировании (мониторинге) рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специалистов, в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и в контроле качества профессионального образования. Принятие законопроекта позволит открыть систему образования, ориентировать ее на удовлетворение запросов экономики и общества, создать механизмы участия работодателей в управлении и оценке качества образовательных программ и подготовки выпускников образовательных учреждений. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Российской Федерации.
В завершение выступления хочу выразить признательность всем тем, кто принял участие в обсуждении названных законопроектов. Свои предложения внесли члены Комитета Госдумы по образованию и науке, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки РФ, Ассоциация технических университетов, молодежное общественное движение «Российские студенческие отряды», представители объединения работодателей. Следует отметить, что одной из удачных форм подготовки и обсуждения законопроектов стала совместная работа министерства и комиссии по проблемам образования и науки, которая была сформирована решением генсовета партии «Единая Россия» от 11 ноября 2004 года. Для нас было крайне важно, чтобы в составе данной комиссии работали депутаты Государственной Думы всех фракций, члены Совета Федерации, а также представители Администрации Президента РФ, Правительства Российской Федерации, профессиональных союзов, ректорского корпуса. Совместная работа в составе четырех рабочих групп позволила учесть мнения и предложения представителей различных социальных и общественных групп.
Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию:
– Много и правильно говоря о путях совершенствования системы образования, приоритетных направлениях ее формирования и модернизации, мы не можем сегодня забывать о нуждах этого гигантского организма, который характеризуется не только многомиллионной численностью обучающихся и работающих, но и той материально-технической базой, которая включает в себя свыше тридцати пяти миллионов квадратных метров учебных площадей, общежитий и оборудование стоимостью в миллиарды рублей. Нормальное и эффективное функционирование всего этого хозяйства, его содержание и развитие – предмет постоянной заботы Министерства образования и науки, Рособразования, органов управления образованием при активной поддержке руководства и депутатов Государственной Думы. В своем выступлении я хотел бы кратко остановиться на наиболее важных вопросах деятельности агентства, связанных с ресурсным обеспечением системы образования.
Первое. Начиная с 2000 года быстрыми темпами наращиваются объемы капитального строительства учреждений образования и их инфраструктуры. Достаточно сказать, что объем финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы за этот период вырос более чем в тридцать раз и вместе с непрограммной частью, о которой я скажу особо, составит в текущем году около 7 миллиардов рублей. Только в 2004 году было введено в строй сорок два объекта учреждений образования федерального ведения общей площадью более 250 тысяч квадратных метров, среди которых учебно-лабораторный корпус Пермского государственного университета, пусковой комплекс Липецкого государственного технического университета, учебно-спортивные корпуса Северо-Кавказского горно-металлургического института и Чувашского государственного университета, учебный корпус Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге. Считаю важным подчеркнуть, что строительство и ремонт студенческих общежитий рассматриваются нами в качестве приоритетных направлений нашей работы. Так, более миллиарда рублей ежегодно направляется только на капитальный ремонт общежитий. В проекте бюджета на 2006 год впервые предусмотрены средства на строительство пяти новых общежитий.
Особо надо сказать о непрограммной части инвестиционной деятельности, складывающейся в основном из объектов, финансируемых из федерального бюджета целевым порядком по инициативе депутатов Государственной Думы. Скажем прямо, это один из немногих путей реальной поддержки самого массового звена нашего образования – общеобразовательной школы – федеральным центром. Благодаря вашим усилиям объем финансирования на эти цели в последние годы рос очень динамично. Если в 2002 году было выделено около 190 миллионов рублей, в 2003 году – 500 миллионов, то в 2004 году эта цифра увеличилась до 1 миллиарда, а в 2005 году составляет 2,2 миллиарда рублей. Еще раз повторюсь: это большое подспорье для системы образования. Однако хотелось бы высказать одно пожелание: при определении адресного объекта на очередной бюджетный год более четко координировать его с ранее принятыми. В противном случае у нас появляются новые объекты при незавершенном строительстве старых, финансирование которых прекращается, а затраченные средства в буквальном смысле омертвляются. Особо следует сказать и о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Исключительно благодаря поддержке депутатов Государственной Думы нам удалось ежегодно получать по этой подпрограмме ассигнования, в десять раз превышающие предусмотренные утвержденной программой. Объем средств федерального бюджета по подпрограмме в 2004 году составил 500 миллионов рублей, а с учетом средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и других внебюджетных источников, включая личные средства молодых семей, совокупный бюджет подпрограммы в 2004 году превысил 12,5 миллиона рублей. Всего за три года реализации подпрограммы общий объем освоенных средств составил почти 40 миллиардов рублей, в результате чего более 114 тысяч молодых семей главным образом из системы образования улучшили свои жилищные условия. К большому сожалению, в проектировках бюджета 2006 года предполагается сократить объем ассигнований по подпрограмме до 250 миллионов рублей, что мы считаем недопустимым, и рассчитываем на вашу поддержку. По Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2004 году введены в эксплуатацию двадцать шесть общеобразовательных школ.
Вторая проблема. Важным шагом является происходящее в рамках административной реформы перераспределение полномочий различных уровней государственной власти в области образования. Прежде всего речь идет о передаче в ведение субъектов Российской Федерации более 2,5 тысячи учреждений начального образования и около двухсот учреждений среднего профессионального образования. В целом этот процесс прошел организованно, хотя по ряду субъектов были и, к сожалению, остаются сложности, связанные в основном с проблемами недофинансирования переданных учреждений. Не менее многотрудной и многоплановой является стоящая перед нами задача оптимизации сети образовательных учреждений как федерального, так и региональных уровней. В этой связи реструктуризация сети учреждений должна выступать средством оптимизации финансовых потоков в системе образования, обеспечения оптимального соотношения между финансовыми затратами на сферу образования и качеством, доступностью образовательных услуг. В последнее время мы получаем из регионов множество предложений, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений, причем не только разного уровня, но и разных форм собственности. И здесь хочу подчеркнуть, что эти предложения, связанные с различным уровнем федеральной собственности, противоречат законодательству. Поэтому нами в самое ближайшее время будет разработан механизм совместных действий в этом направлении.
Третье. Остановлюсь на проблемах налогообложения образовательных учреждений. Отмена льгот по налогу на прибыль, например, привела к тому, что значительно сокращаются расходы образовательных учреждений за счет средств, полученных из внебюджетных источников на материально-техническое обеспечение. После уплаты налога на прибыль стало невыгодно за счет этих средств приобретать оборудование, ремонтировать и строить учебные корпуса и общежития. Объем таких расходов сократился с 2002 года более чем в два раза.
Компенсация земельного налога и налога на имущество образовательных учреждений может потребовать дополнительного объема расходов из федерального бюджета, сопоставимого с объемом расходов на содержание самих учреждений. Точные расчеты пока не сделаны, поскольку в подавляющем большинстве муниципальных образований пока не приняли соответствующие нормативные акты. Правда, есть и обнадеживающие примеры. Так, законом города Москвы от 1 июня 2005 года № 19 освобождены от земельного налога не только муниципальные образовательные учреждения, но и федеральные.
Комментарии