search
main
0

Законодательная техника. В одиночку правовое поле не вспахать

Комитет Государственной Думы по образованию провел парламентские слушания «О развитии регионального образовательного законодательства как составной части законодательства Российской Федерации в области образования», в которых приняли участие 79 субъектов РФ. Такие слушания, проводимые как видеоконференция, стали традиционными. За диалогом законодателей в прямом эфире следили не только депутаты, но и три тысячи работников системы образования.

Открыл диалог в прямом эфире первый заместитель председателя Госдумы РФ Олег Морозов. Олег Викторович отметил, что как бы щедро история и природа ни одарили нашу страну нефтью и газом, золотом и алмазами, высокие технологии и их применение в производстве определят место России в мире. Морозов уверен, что благосостояние будущих поколений зависит от того, насколько современным и интеллектуальным удастся сделать общее образование. «Образование – отрасль российской экономики, нуждающаяся в регламентации возникающих гражданских, трудовых и иных отношений, в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественного образования. Современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданской, семейной, трудовой, административной и других отраслей права. Повышение качества законодательства в области образования может быть обеспечено в том случае, если законодательные органы субъектов РФ по возможности полно учтут в нормотворческой практике региональные особенности», – заключил Олег Морозов.

Директор Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко отметил, что многие регионы весьма активно занимаются разработкой законов и подзаконных актов в области образования и это позволяет решать весьма острые проблемы. Например, Москва приняла закон, позволяющий ввести в правовое поле образовательные учреждения различных типов и видов. Это помогло определить лучших при подведении итогов конкурса в рамках нацпроекта «Образование», не отвергая учреждения, относящиеся к новым типам.

Представители регионов говорили о нормативно-правовом обеспечении новых финансовых механизмов в системе образования, организации и качестве школьного питания, решении кадровой проблемы, социальной защите работников образования.

Участники слушаний приняли рекомендации, в которых Министерству образования и науки РФ предписано провести в 2010 году широкое обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ» с участием органов законодательной власти регионов России, разработать комплекс мер по реализации направлений проекта «Наша новая школа», изложенных в Послании президента страны Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, внести в Правительство РФ проект федерального закона, обеспечивающего формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования, разработать методические указания по формированию в субъектах РФ целостной системы правового регулирования отношений в сфере образования и при необходимости проект модельного закона субъекта РФ об образовании.

От первого лица

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета ГД РФ по образованию:

– Субъекты РФ считают, что основная проблема развития регионального законодательства упирается прежде всего в нерешенность проблем на федеральном уровне. Дополнительные сложности вызывает частое внесение изменений в федеральные законы: только за последние три года были приняты около 30 федеральных законов и несколько десятков других нормативных правовых актов РФ в области образования, а практически каждое изменение требует внесения соответствующих изменений в региональное законодательство.

Сегодня отсутствует общая методология законодательного регулирования вопросов на федеральном уровне. Каждый действует в одиночку, сравнительный анализ показывает, что наблюдается значительное расхождение количества нормативных актов по вопросам образования, принятых субъектами РФ. Каждый субъект по-своему определяет круг вопросов, подлежащих законодательному закреплению, полноту и способы регулирования соответствующих отношений, структуру закона, его язык и стиль. Нет единой точки зрения по поводу необходимости принятия базового закона об образовании в субъекте РФ, а если такие законы приняты, они сильно отличаются друг от друга и по структуре, и по предметам правового регулирования. Противоречия регионального и федерального законодательства часто связаны с задержкой внесения изменений в региональные законы в соответствии с меняющимся федеральным законодательством. Регионы неоправданно повторяют нормы федерального законодательства, внося декларативные, не обеспеченные юридическими и экономическими средствами нормы права, не соблюдают требования законодательной техники. Интересный опыт накоплен в Республике Калмыкия, которая в 2007 году отказалась от действовавшего ранее закона республики «Об образовании» и приняла закон «Об образовании в Республике Калмыкия», который имеет более точно определенный предмет правового регулирования, более четкую структуру, не повторяет нормы федерального закона и сориентирован на собственную компетенцию субъекта РФ. Регионы предлагают решить проблемы, связанные с недостаточной урегулированностью поддержки и развития системы дошкольного образования, которая законодательно отнесена к зоне ответственности муниципальной власти, есть серьезные вопросы относительно социальной поддержки сельских педагогов. Требуют регулирования на федеральном уровне условия предоставления образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, включая развитие дистанционного образования. Необходимо уточнение участия органов государственной власти субъектов РФ в решении вопросов, связанных с высшим образованием, прежде всего с вопросами подготовки кадров для региональных рынков труда.

В целях комплексной модернизации законодательства страны в области образования Правительство РФ приняло решение о разработке проекта нового федерального закона «Об образовании в РФ» взамен ныне действующих. После его принятия регионам необходимо будет обновить свое законодательство в сфере образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте