В Калининграде – скандал местного масштаба. В рамках интернет-конференции «Чиновник онлайн» местный житель задал каверзный вопрос мэру города Александру Ярошуку. Неравнодушный к красоте родного города мужчина поинтересовался, сколь долго будет висеть «временная рекламная конструкция Сбербанка» на крыше Калининградского государственного технического университета.
До скандального вопроса не все калининградцы были в курсе происходящего. Теперь не одна сотня человек посмотрела фото в интернете. Огромная вывеска банка, видная издалека, занимает пространство высотой в этаж КГТУ. На ее фоне теряется скромное наименование самого университета.
Между тем, конструкцию Сбербанка установили на крыше КГТУ еще в июне 2012 года. Хотя здание университета является объектом культурного наследия, все необходимые документы были согласованы с управлением главного архитектора администрации Калининграда, а также с региональной службой государственной охраны объектов культурного наследия. «Контракт заключён на пять лет. После истечения этого срока они имеют право либо расторгнуть контракт, либо продлить его», — таков был ответ мэра Александра Ярошука любопытному калининградцу. На щекотливый вопрос ответил и губернатор Калининградской области Николай Цуканов, хотя тот не был обращен лично к нему. «Рекламная конструкция, безусловно, не украшает наш город. Вряд ли это может понравиться нормальному человеку», — заявил глава региона. Но огромный плакат, как могут убедиться все калининградцы, пока никто снимать не собирается. Контракт есть контракт!
Покопавшись в законах, можно обнаружить, что формально нарушений в данном случае нет. Юридически разрешение на распространение наружной рекламы выдается муниципальными властями. Органы местного самоуправления имеют также такие полномочия в области образования и культуры, как сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения. Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Объединив эти исходные данные, можно установить, что вопрос о размещении рекламы на образовательных учреждениях в настоящее время находится в ведении муниципалитетов. И они в последнее время готовы идти навстречу рекламодателям. Так, в Южно-Сахалинске до 2007 года существовало Постановление мэра города N 2695 «О запрещении размещения рекламных вывесок на фасадах административных, лечебных, образовательных зданий и на зданиях, относящихся к памятникам истории и культуры». Теперь это постановление отменено. Пока в дальневосточной прессе не было скандальных фотографий, связанных с этой отменой. Но, может быть, все еще впереди?
Между тем, ситуацию может изменить недавно внесенный в Госдуму законопроект об изменениях в федеральный закон «О рекламе». Авторы документа предлагают запретить размещение рекламы на зданиях и остановочных комплексах, тротуарах и проезжей части.
Изменения разработал заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Законопроект предлагает запретить распространение рекламы, наносимой на внешние стены, крыши и иные элементы зданий, а также остановки общественного транспорта, поверхности тротуара, либо проезжей части дороги.
Помимо основной цели, такой документ позволил бы упростить процедуру демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций. По словам Виктора Звагельского, проект нужно рассмотреть как можно скорее в связи со сложившейся сложной ситуацией на рекламном рынке. Депутат подсчитал, что только в Москве незаконно установленных рекламных конструкций насчитывается больше восьми тысяч. При этом органы местного самоуправления смогут следить за единым архитектурным обликом города и устанавливать перечень нарушений. Кроме того, в соответствии с поправками, муниципальные власти будут утверждать форму и конкретный срок договора, схемы размещения рекламных конструкций на своей территории.
Почему бы к законам не присоединить права тех, кто живет в «подрекламном» пространстве? Спросили ли учащихся КГТУ, приятно ли им ежедневно ходить на учебу в здание с вывеской банка? И придет ли такое время, когда назойливая реклама над головой сможет исчезнуть по желанию жителей микрорайона, поселка, города?
Фото автора и с сайта www.newkaliningrad.ru
Комментарии