… – Кстати, обратите внимание на многоточие, это всегда авторская подсказка. И найденная вами строчка: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…», действительно, интонационально-смысловой центр стихотворения.
«Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно,
искристо и остро!..»
На партах у одиннадцатиклассников 1308-й московской школы (здесь проводились уроки в номинации «Педагог-исследователь») тексты знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина. Стихотворение, настолько типичное для творчества этого парадоксального поэта начала прошлого столетия, что стало его своеобразной визитной карточкой.
Шаг за шагом Татьяна Юрьевна ПЕРШАГИНА, учитель русского языка и литературы 55-й средней общеобразовательной русско-татарской школы Казани, и ее «класс на час» продвигаются – с подачи Северянина – навстречу другим «гениям» и «титанам» серебряного века. А впрочем, без иронии, на встречу с этими действительно гениальными поэтами. Не верите, что такое возможно в полчаса? Скажете, что мастерство читателя – дар столь же редкий как мастерство писателя? И будете правы. Но – и это тоже правда, все будет: и встреча, и диалог в пространстве и во времени. Это обыкновенное чудо устроит Татьяна Юрьевна с помощью прозаических схем и расчетов, «поверяя алгеброй гармонию».
Она, сторонник так называемого системно-комплексного анализа художественного произведения, в совершенстве владеет приемами анализа лирического текста.
Старт исследованиям дает выработка алгоритма знакомства и узнавания. Точка отсчета – выразительное прочтение вслух.
– Попробуйте определить ваши первые впечатления. Может, что-то необычным показалось? – выжидательно смотрит на подростков.
О, да тут все необычно, непривычно, не так: «неправильные ударения», «экзотические названия», всякие «крылолеты» и прочие неологизмы, «экзотические названия», «восклицания», «свистящие и шипящие» в каждой строчке – мгновенно зашевелился класс.
И вот уже идет коллективная исследовательская деятельность в небольших группах, где каждая выполняет часть общей работы, занимается целостным анализом стихотворения. Одни определяют настроение и интонацию («ирония с оттенком грусти»). Другие – ритм, темп, мелодику, стихотворный размер; особенности рифмы… Цель этого поэтапного исследования – добраться до художественной идеи. Она родится слиянием двух фокусов, двух центров, двух строчек. Отыщут и вторую, сюжетно-композиционную. И опять руку помощи протянет благодарный автор: «Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!»
И вот вам шутка Северянина, блистательно продемонстрировавшего парадоксальность нашей жизни, где трагедия и фарс постоянно меняются местами…
Одиннадцатиклассники смотрят на Татьяну Юрьевну удивленно и чуть ошалело: ну надо же, поделилась с ними настоящими сокровищами. Теперь ключ к разгадке поэтического слова в их руках.
Так что это: препарация бабочки или цветаевская «Формула цветка»?
Тема урока Ирины ДАДАШЕВОЙ, словесницы 38-й махачкалинской гимназии, – «Принцип антитезы в поэзии Блока». Та же таинственная и манящая грань эпох серебряного века русской культуры… На примере четырех стихотворений, написанных в разные годы – от 1899-го до 1914-го, одиннадцатиклассники приходят к пониманию, что антитеза, противопоставление не просто художественный прием, но свойство и всего творчества, и самой сущности поэта.
– Никогда нельзя быть уверенным, к чему придешь в конце урока, – говорит Ирина Яшаияевна, – потому что мысль детей, их наблюдения и исследования могут натолкнуть на совершенно иные, какие-то невероятные выводы. Весь мир – антитеза.
И ученикам Игоря Альбертовича КАРАЧЕВЦЕВА, учителя истории и обществознания гимназии № 166 г.Санкт-Петербурга, доведется заглянуть в арт-кафе «Бродячая собака», где встречались когда-то поэты и философы «прекрасно-страшного» города, с тревогой задавая себе все тот же вопрос: что там, за гранью двух веков?
Печальный ответ на этот вопрос довелось им узнать: «…С безумной тоскою кого-то я звал, И сад обнаженный гудел и стонал…» «Мир поэзии – поэтики Бунина» – такую непростую тему предложила одиннадцатиклассникам Татьяна Юрьевна НЕЧАЕВА, учитель русского языка и литературы 23-й рыбинской школы. Образ сада – образ дома – образ Родины – тихо, несуетно, по частичкам открывался художественный мир Бунина с его художественным пространством и временем…
10-й «А» на уроке опытного преподавателя истории школы-лицея из Назрани Мадден Яхъяновны ЦЕЛЛОЕВОЙ пытался «умом понять Россию» в поисках мотивов тех или иных шагов первых русских князей.
…Елена Анатольевна КЕВЕРИК, учитель математики муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г.Гусева, что в Калининградской области, на перемене оказалась в плотном кольце десятиклассников, буквально требующих от нее «свой» листок с творческим заданием. А ведь что такого, казалось бы, проходили на уроке – «Показательную функцию». Все 30 минут исследовали ее свойства, строили графики, рассуждали… Очевидно, и здесь «поверяли алгеброй гармонию»…
Сергей Николаевич ФИЦ – сельский учитель. Учит ребятишек в Еланской средней школе Новокузнецкого района Кемеровской области. Он пришел к семиклассникам с увлекательным, но сложным разговором о климатических поясах Земли. Понимаю, почему на этом уроке им больше хотелось слушать, чем говорить. Учитель завораживал мягкостью, теплотой, терпением. «Он такой добрый», – услышала от сидящего впереди мальчишки. И в голосе его была грустинка.
Хотя «учениками» Эрики Михайловны ДАРМИНОВОЙ стали малыши из 1-й группы дошкольников, от горшка два вершка, они прекрасно чувствовали себя в роли исследователей, изучая свойства воды. Ее и раскрашивали в разные цвета, переливали из стаканчика в стаканчик, держали в руках лед и подносили зеркало к баночке с кипятком… Это была игра не понарошку. Теперь о воде эти малыши знают все.
…Учитель-исследователь необязательно делает педагогическое открытие. Он просто живет без чужих методичек и поурочных разработок, имея собственное видение и взгляд на мир…
Комментарии