Проблема неоднозначна. И определение “особый статус общеобразовательных организаций” просто признает существующую практику.
Лидия ЦЫГАНОВА,
директор 200-го лицея:
– Новосибирские учителя и директора школ приняли участие во Всероссийской акции протеста не только потому, что средняя их зарплата ниже прожиточного минимума, но и потому что лихорадочные законотворческие акты вносят хаос и непредсказуемость в деятельность учебных учреждений. Каких нужно набраться сил и профессиональных юридических знаний, чтобы постоянно отстаивать свои права то перед СЭС, то перед органами казначейства! Впечатление такое, что идет ежедневное наступление на права директора и самостоятельность школы. Только найдешь способы выживания школы в новом “правовом пространстве”, далеком от реальных отношений, как выходит новый закон, не согласующийся с десятком предыдущих. В такой атмосфере вряд ли будет действовать предлагаемый “особый статус образовательных организаций”, ибо каждое ведомство, как показывает опыт, будет трактовать его в соответствии со своими корпоративными интересами.
Николай ЧУБАРОВ,
директор сельской школы:
– Молодой я еще директор – два года веду среднюю школу в селе Жеребцово, но сумел и ремонт организовать, и бесплатное питание детей в “продленках”, и вечерние старшие классы. Работа же многих моих коллег в сельских школах стала для меня академией управления и грамотной финансовой политики. Мне кажется, что нашим законодателям стоит поближе узнать опыт таких, например, школ, как в Верх-Ирмени Ордынского района, где не только материальная база великолепная, но и детская жизнь организована по законам гуманной и в то же время коллективистской педагогики, как в лучшие годы лагеря “Орленок”. Эта школа не нуждается ни в приватизации, ни в особом статусе, поскольку умный ее директор Владимир Орешок понимает проблемы управления и педагогики лучше тех, кто сочиняет в кабинетах гипотетические общественные связи и интересы.
Наталья АРХИПОВА, медсестра:
– Честно говоря, родителям трудно понять, из-за чего сыр-бор. Во многих школах даже не подозревают о законодательных бурях и не интересуются ими. Возможно, потому что директора, как и все, научились жить, не обращая внимания на законы, которые декларируют нечто справедливое и прекрасное, но ничего не гарантируют реально. В жизни-то давно все наше образование стало платным. Тестирование при поступлении запрещено, но его все равно проводят как бы в интересах ребенка. И результаты зависят от кошелька или статуса родителей. “Добровольный вступительный взнос” в некоторых гимназиях возрос до невероятных цифр, родители об этом молчат, чтобы не навредить ребенку. Повсеместные “школы развития” для пятилетних детей – тоже просто форма заработка для школы и натаскивания на тесты. Через все это прошли мои дети и мои знакомые. Так зачем же нам лукавить, лицемерить и делать вид, что школы – это государственные учреждения, дающие бесплатное образование? И ремонт, и экскурсии, и оборудование, и так называемое дополнительное образование оплачивают родители, лицемерно именуемые спонсорами, родители, не имеющие права влиять на качество и содержание образования, за которое они выкладывают немалые деньги еще и в “фонд школы”, в “фонд класса” и – до бесконечности. Если государство платит только зарплату учителям, оно и не может считаться хозяином школы. Пусть школы честно признают себя “организацией с особым статусом” и избавятся от двойной бухгалтерии и двойной морали, которая делает бессмысленной само обучение и воспитание. Все дети знают, что за их учебу родители-“инвесторы” отдают порой последние деньги, что делается это тайно и скрытно, так могут ли дети после этого стать не циничными прагматиками, насмехающимися над любыми духовными и нравственными ценностями? Считаю, что определение “особый статус образовательных организаций” просто признает существующую практику.
Комментарии