В образовательном законодательстве России не все так чисто и гладко, как может показаться на первый, невооруженный взгляд. Да, законы принимаются, указы подписываются, рекомендаций – самых толковых и полезных – пруд пруди, но регионы, как правило, стараются толковать все эти документы, приходящие из Москвы, так, как им это выгодно и удобно. Над тем, как навести тут порядок, и призвана задуматься организованная недавно при Министерстве образования РФ Консультативная юридическая группа, председателем которой стал сам министр.
Официальным днем рождения группы можно считать 1 декабря 2000 года, когда был подписан документ о ее создании, фактически же она начнет работать лишь в марте. В нее входят 20 человек – ученые, политики и управленцы, которые возьмут на себя консультативное обеспечение всей правовой деятельности министерства. Уже на первом заседании (вообще же планируется, что встречи будут проходить раз в квартал) будет выработан и обсужден план нормотворческой деятельности министерства по реформированию образования в 2000-2001 гг.
По мнению участника группы екатеринбуржца Дамира Ягофарова, директора Института педагогической юриспруденции (в новую комиссию, кстати, вошли всего два представителя регионов – из Екатеринбурга и Тольятти), один из главных вопросов, который предстоит решить “новорожденным”, – вводить или не вводить в официальный язык само понятие “образовательное право”. Несмотря на то, что среди ученых-теоретиков наверняка будут настроения, что, мол, такая отрасль ни к чему, Ягофаров полагает, что без нее уже не обойтись. Недаром этот неофициальный термин стал так часто встречаться в официальных документах – в Федеральной программе развития образования, в Национальной доктрине – это, согласитесь, о многом говорит.
Назрел вопрос и законопроектной экспертизы. Дамир Асхатович надеется, что, войдя в состав группы, он сможет повлиять на вопрос создания регионального Центра правовой экспертизы: “Законопроекты и рекомендации министерства должен оценивать не только правовой отдел самого министерства, но и регионы. Ведь именно им потом по этим правилам жить”.
Но главное – участникам группы предстоит разработать первый российский образовательный кодекс, с появлением которого все двоякие толкования одних и тех же законов, противоречия между местными и центральными указами и постановлениями должны будут забыться как страшный сон.
Что показывает практика: сегодня в образовании действуют более пятисот актов самого высокого уровня – от законов до указов и постановлений. Приняты они были в самое разное время, есть документы, датируемые аж 30-ми годами. И все они действуют, имеют законную силу, их никто не отменял. Но при этом многие из них противоречат один другому. Да и сам Закон “Об образовании” и прилагающиеся к нему комментарии требуют более чем критического осмысления. Кодекс, став фундаментом образовательного законодательства, вберет в себя все существующие на сегодняшний день документы.
Любой кодекс – административный, бюджетный, уголовный, а значит, и образовательный – должен состоять из двух частей: общей и особенной. В общую часть нового документа войдут цели, задачи, принципы образования, основной понятийный аппарат, который, будучи единым для всех регионов, напрочь исключит возможность каких бы то ни было двусмысленностей. А вот в особенную часть будут включены все национальные и местные особенности, одним словом, вся та свобода образовательного поведения, на которую имеет право любой субъект Федерации.
Кодекс защитит всех – педагогов, управленцев, директоров, ведь там будут ответы на все самые сложные вопросы, и любой конфликт можно будет с легкостью разрешить – в этой “образовательной Библии” все будет изложено “черным по белому” – ясно и просто. Конечно, это работа не на один год. Помимо самого кодекса, нужно будет разработать толковый научный комментарий. Но идея свести все ранее принятые документы в один настолько заманчива и красива, что на нее не грех поработать действительно как следует, а не “как всегда”.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии