Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зайчик, машинка, монстр… Во что играют наши дети

Учительская газета, №39 от 27 сентября 2016. Читать номер
Автор:

Любимая игрушка – это то светлое, что дорого нашему сердцу на протяжении всей жизни. Даже став взрослыми, мы дорожим воспоминаниями, в которых живут наши любимые игрушки. Рука не поднимается выбросить плюшевого друга, и иногда, мельком взглянув на него, чувствуем, как потеплело сердце. Игрушки помогают нам понять своих детей и их желания. Мы понимаем своих детей, когда они берут в кроватку любимую игрушку. Детская способность верить в чудеса и общаться с любым неодушевленным предметом знакома каждому из нас. Мишка, зайчик или тигренок становится для ребенка на несколько лет настоящим другом. Игрушка для детей совсем не неодушевленный предмет, они наделяют его душой и чувством. Порой они делают их сами и мысленно наделяют какой-то предмет чертами, скажем, куклы, машинки, все дело в фантазии ребенка, которая может быть очень богатой. Помните, у Экзюпери шляпа превратилась в слона, проглоченного змеей. Игры, игрушки помогают ребенку познавать окружающий их мир, усвоить многие человеческие ценности: честность, верность, смелость и даже ответственность.

В каждую эпоху были свои игрушки. Сегодня они совсем другие, сильно отличаются от тех, что были в ХХ веке, не говоря уже о давно минувших временах. Игрушки, копирующие монстров из мультиков, игрушки из техники, фантастики, хайтека… Они движутся, ползают, летают или поют и танцуют и быстро надоедают ребенку, который просит тут же другую.Игра – это замечательное дело для детей. Во что играть современным детям, какие игры становятся наиболее популярными? Каково разнообразие детских игрушек? Какими игра и игрушки могут стать в будущем? Педагоги, ученые, психологи не могут оставить это без внимания и пытаются загрузить эту проблему своими педагогическими задачами. Об этом говорили на круглом столе «Во что играют наши дети», который состоялся в редакции «Учительской газеты». Вел его директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктор педагогических и психологических наук Александр Савенков. Ему и дадим слово первому.Лаконична, понятна, узнаваема Александр САВЕНКОВ:- Еще в ХVIII веке у педагогов было ощущение, что дети лишены игры, и сегодня некоторые считают так же. Почему создается такое впечатление? Наверное, потому, что взрослые не позволяли детям тратить время попусту, регламентировали режим. Но дети все равно играли. Они и без игрушек найдут во что играть.Когда-то были сценарии традиционных детских игр. Дома это были «дочки-матери», на улице – «казаки-разбойники». Эти сценарии передавались из поколения в поколение. Теперь все по-другому. Современное общество формирует потребности человека. Игровые потребности современных детей также формируются многими факторами, в частности, рынком игрушек. Вместе с тем современная педагогика диктует образовательные задачи.У нас следующий вопрос: какова ситуация на рынке детской игрушки? Насколько рынок соответствует запросам современных детей? Если взрослый попадает в магазин детских игрушек, он может испытать шок от их обилия и разнообразия. От того, насколько они могут быть непредсказуемы и непонятны. Человек, который мог бы классифицировать игрушку, мог бы снискать лавры. На какой основе их классифицировать? Куда отнести мягкие игрушки?Многие игры, в том числе познавательные, создаются мультфильмами. Создание игры – это создание образов, идей, чтобы ребенку было все понятно, что из чего вытекает. Мультяшка лаконична, понятна, узнаваема. Благодаря мультфильмам появляются игрушки. И это входит в детскую жизнь.Тут возникает проблема: как из массы детских игрушек, которые продаются в магазинах, скомпоновать игровую среду для ребенка? Но ни производители игрушек, ни торгующие ими в этом не заинтересованы.Мы живем в динамичном мире, и динамика перемен будет только усиливаться. Сегодня поражает интеллектуальное развитие наших детей. Над их когнитивными способностями надо работать. Если игровая продукция как-то сориентировалась бы на эти задачи, то целый комплекс игр, связанный с развитием исследовательского поведения ребенка, помог бы успешно решать их.Говорить с ребенком на его языкеАнтонина ЦИЦУЛИНА, президент Национальной ассоциации производителей детских товаров:- На развитие детей сильное влияние оказывают компьютерные технологии, с которыми дети знакомятся уже в дошкольном возрасте. Это сегодня вызывает много споров, но остановить этот процесс невозможно, настолько электронные технологии вошли в нашу жизнь. Наше внимание сосредоточено именно на том, что необходимо предложить детям в качестве интерактивных игр. Через экран монитора ребенок может получать начальные знания, обогатить фантазию, увидеть живую природу.Но, когда мы говорим про цифровые технологии, нужно понимать те возможности, которые они дают. Надо сказать в защиту сегодняшних игр – они приводят ребенка в иные миры, расширяют его кругозор, будят фантазию, позволяют ребенку творить. Часть компьютерных игр шагнула в реальные игрушки. Возникает совершенно новый вид искусства – детское кино, детская анимация. Многие коллеги не могут объяснить, почему дети так привержены к этому развлечению, так любят мультяшки. Мне кажется, когда нам, взрослым, удастся поговорить с ребенком на его языке, мы сможем понять его и быть ближе к нему. Ученые исследуют детскую игру уже много лет, но загадки остаются. Созданы сотни тысяч наименований компьютерных игр и игрушек. Как использовать этот потенциал? Какую роль играют игровые технологии в реализации федеральных образовательных стандартов? Необходимо создание развивающей среды, потому что это может кардинально влиять на промышленность, производство игрушек. Каким образом развить эту программу? Какими будут центры дополнительного образования нового уровня, где наши дети будут знакомиться с новыми технологиями, заниматься научно-техническим творчеством?Мы пытались обозначить «дорожную карту»: какими будут игры будущего? Нынешние дети хотят, чтобы все было по-настоящему. Им нравится работать на настоящем гончарном круге, реальных принтерах, сканерах. Это серьезная проблема для нашей промышленности –  создать новое образовательное пространство для ребят. Здесь две задачи: в игре все должно быть по-настоящему, а для этого надо, чтобы ученые работали на промышленность в интересах детей.Игра как способ мотивации к учебеОлег ПОВАЛЯЕВ, руководитель компании «Научные развлечения»:- Ребенок должен быть хорошо подготовлен к школе. Мы рассматриваем игру для самых маленьких как способ мотивации к учебе. Мы предложили что-то вроде цифровой лаборатории для самых маленьких, где они на экране сами творят игру, проводят эксперименты. Ребенок дошкольного возраста ни писать, ни читать не умеет. Но предложенная компьютерная игра малыша заинтересовала. В дошкольном возрасте ум ребенка – чистый лист, который может воспринимать знания, развлекаясь и играя в интересную и легкую игру, где его ждут порой неожиданность, порой – риск, а в итоге – успех. Так у ребенка формируется определенный кругозор знания. В предлагаемые нами игры мы стараемся вложить реальное содержание, хотя это непросто – определить грань между развлечением и знанием.Наша организация занимается учебным цифровым оборудованием. И мы одни из первых начали использовать игровой ресурс. В основном это были мультипликации. Наша задача состояла в том, чтобы ребенок во время эксперимента мог что-то делать руками и пользоваться цифровой технологией как дополнительным инструментарием.Сейчас дети воспринимают информацию по-иному, чем 10 лет назад. Ребенок может слушать музыку и решать сложные задачи, у него формируется многоканальное восприятие информации. Мы делаем большую долю учебного оборудования в виде игрового, то есть моделируем игровые миры. Играя, дети могут собрать конструктор или трансформер. Критерий один: интересно или неинтересно. Существуют современные технологии, с помощью которых из очень простых предметов можно сделать интересные игрушки. Сегодня мы ставим перед собой, учителями и родителями задачу научить ребенка что-то делать своими руками. Например, уметь построить целую цивилизацию в космосе. Такова идея игры. И тут же у детей возникают вопросы, которые они могут решить только вместе с родителями. Мы этого и хотим.Чтобы все было «по-настоящему»Завершая разговор, приведем мнения, высказанные в выступлениях других участников круглого стола. Это Елена Восторгова – директор центра дополнительного образования «Полигон-ПРО», Елена Иванова – заведующая лабораторией образовательных структур МГПУ, Ольга Шалыгина – психолог Хорошевской прогимназии, Наталья Сорокина – воспитатель года Москвы-2015 из гимназии №1573, Татьяна Березкина – воспитатель школы №1130. Суть их высказываний сводится к следующим положениям:- дети стремятся к играм, где все «по-настоящему». У них острое желание все делать самим. Если у ребенка есть удачная игра, он может за считанные минуты впитать в себя факты и информацию, он сам себе задает вопросы, сам отвечает. С этой целью разрабатываются электронные ресурсы, электронные учебники;- родители часто не понимают значения игры в дошкольном детстве. Для них главное, чтобы ребенок получил хорошее образование. А ведь  от игры зависят его развитие, его успешность в учении;  – наблюдения показывают, что дети   охотнее играют в обычные предметы. Скажем, простая коробочка обыгрывается во многих вариантах, ее функция меняется  в зависимости от  замысла. Современные игрушки должны быть  многофункциональными. Наш круглый стол  стал прологом к обсуждению этой важной темы на Международной  научно-практической  конференции «Игровая культура современного детства», которая состоится 28-30 сентября в Москве.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту