Быстро летит время: понедельник – пятница, триместр – каникулы, учебный год, еще один, экзамены, выпускной… Одно поколение школьников сменяется другим. Все они, конечно, разные, но есть одна общая тенденция: все дети хотят не просто получать знания, а как-то проявить себя, найти свое предназначение. Как этого достичь? С чего начать? На мой взгляд, начинать нужно с развития умения общаться друг с другом, необходимо развивать в себе умение говорить.
В современном техногенном мире это умение постепенно теряется, причины всем известны, множество статей на эту тему уже написано, потому речь пойдет не о причинах, а о том, что можно сделать для решения проблемы. Какова здесь роль учителя, что предпринять для того, чтобы в нашу жизнь вернулось драгоценное умение сочувствовать, сопереживать, совместно решать возникающие проблемы, ставить вопросы и решать их. Позволю себе рассказать о творческой работе наших коллег, настоящих профессионалов.
Небольшая школа в одном из старых районов – в Чертаново Южное. Построенная в 70‑е годы, она по-прежнему с радостью распахивает двери школьникам, учителям. Как в любой школе, в ней существует свой маленький и отличный от других мир со своими особенностями, с какой-то неуловимой аурой… Какая она? Вероятно, каждый школьник и каждый учитель ответят по-своему. А учителя-словесники вспомнят «онегинскую скамью», стоявшую в рекреации на третьем этаже, и клуб «Эвтерпа», который стал основой творческих экспериментов многих учителей и учащихся.
С самого начала открытия школы учителем русского языка работала Раиса Федоровна Евтеева, положившая начало традициям литературного клуба «Эвтерпа». Раз в месяц под руководством Раисы Федоровны проходили пушкинские чтения, ставились сцены из произведений, звучали романсы на стихи поэта. Дети открывали для себя творчество А.С.Пушкина и одновременно с этим открывали в себе новые таланты: чтецов, художников, сценаристов, поэтов. Стать участником клуба было не только престижно и значимо, но и чрезвычайно увлекательно: выпускался литературный альманах, организовывались литературные кафе.
Ректор Корпоративного университета доктор педагогических наук Маргарита Русецкая рассказывает:
– Мы знали наизусть всего «Евгения Онегина», участвовали во всех литературных конкурсах, наше знание творчества Пушкина было гораздо глубже, нежели предполагала школьная программа.
Маргарита Николаевна, как и многие поколения учеников школы, тепло вспоминает удивительного педагога – учителя русского языка и литературы, пушкиниста Раису Федоровну Евтееву.
Немалую роль в выпуске альманаха и в помощи публикации детских стихов сыграла Ольга Викторовна Измайлова, которая также вела уроки русского языка и литературы в нашей тогда еще 901‑й школе. Воспитанники «Эвтерпы» под руководством Ольги Викторовны ежегодно становились лауреатами и победителями конкурса чтецов, проводимого в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества.
Любимым мероприятием учеников на долгие годы в школе стал «Традиционный школьный театр»: ежегодно дети вместе с учителями литературы проводили смотр детских постановок, приуроченных к юбилею книги, или посвящали свои выступления определенному писателю. Ребята сами писали сценарий, шили костюмы, создавали декорации. Работа над спектаклем обычно длилась несколько месяцев, а к новогодним каникулам в каждой возрастной категории проводился конкурсный показ спектаклей. За этот период ребята учились реализовывать свои способности в коллективе, выявляли в себе скрытые таланты, общение с одноклассниками становилось не необходимостью, а удовольствием, радостью. Коллектив становился сплоченным. Даже конкуренция, которая всегда сопровождает любую групповую деятельность, в конце концов приобретала не конфликтный, а продуктивный характер, все было направлено на получение лучшего результата. Дети хотели создать запоминающийся и яркий спектакль.
Еще одним интересным направлением в работе явилось создание в школе научного общества Nota bene. Под руководством учителя истории Ольги Александровны Свириной был дан старт научно-практическим конференциям. Проектная деятельность обучающихся заключалась не только в активном участии в научных конференциях разного уровня (округа, межрайона, города и даже международного уровня), но и в организации интеллектуального пространства. Благодаря Ольге Александровне появились новые формы работы: заседание клуба, проведение недель науки, метапредметных дней, организация викторины «Вопрос недели». Учителя также были вовлечены в эту деятельность. Были созданы мультимедийные пособия по различным направлениям (эти разработки размещены на сайте школы в разделе «Методическая копилка»), учителя принимали активное участие в педагогических проектах, соревнованиях учительских команд, получали дипломы и гранты за свои разработки. Некоторые преподаватели (Максим Анатольевич Стрельцов и Татьяна Владимировна Гуженко) продолжили активно сотрудничать в этой сфере совместно с детьми, поэтому в школе есть учащиеся – победители Московского чемпионата WorldSkills.
Большую лепту в расширение школьного образовательного пространства внесла неутомимая труженица и энтузиаст своего дела Эстелла Гершевна Шварц. Под ее руководством и практически только ее энергией и трудом был создан поистине уникальный школьный музей «История быта ХХ века». В музее несколько рабочих зон, которые представляют собой экспозиции комнат с начала прошлого столетия до 80‑х годов. Все вещи в экспозициях настоящие, не муляжи, они принадлежали конкретным людям. Найти их, рассказать их историю, сделать экспонатами музея стало для Эстеллы Гершевны основной заботой на много лет. Музей является пространством для проведения уроков, внеклассных мероприятий, он включен в список площадок, участвующих в городской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». В прошлом году руководитель Э.Г.Шварц стала победителем городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» для педагогов в направлении «Музейные находки», а учитель русского языка и литературы М.Е.Матюшкина стала победителем в направлении «Музейная среда». Кроме того, Эстелла Гершевна на базе первого корпуса школы организовала экспозицию «Оборона Москвы». В небольшой рекреации поместилось очень многое: баннеры, иллюстрирующие события того тревожного времени, фрагмент окопного быта, оружие. Главное преимущество экспозиции в том, что сравнительно небольшое пространство с помощью современных технологий действительно расширяется: около каждого экспоната можно считать QR-код и узнать обо всем подробнее. Эта экспозиция также является площадкой для проведения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. В период с марта по май прошлого года на ней были реализованы открытый интегрированный урок ОБЖ и истории, классные часы, посвященные ополчению.
Очень много сделано талантливыми учителями для школы… Традиции, которые были заложены пятьдесят лет назад, никуда не исчезли. В этом учебном году в школе многое изменилось, пришла новая команда со своими идеями, планами. Это молодые, энергичные, современные учителя, педагоги-организаторы. Все должно обновляться, жизнь не стоит на месте. Но, разумеется, бесценный опыт не должен пропасть. Самое главное в работе учителя – найти и раскрыть в ребенке его творческий потенциал, суметь сделать его труд интересным и привлекательным, помочь ему заговорить, чтобы все увидели в нем личность – незаурядную, интересную, талантливую. Всем известна фраза Сенеки: «Заговори, чтоб я тебя увидел», она является ключевой в деятельности учителя. Именно учителю нужно научить ребенка говорить так, чтобы мир его увидел.
Светлана СТРЕЛЬЦОВА, учитель русского языка школы №657
Комментарии