Известный специалист по реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра и эксперт в области аутизма Игорь ШПИЦБЕРГ рассказал об особенностях работы с детьми-аутистами.
– Понятие «аутизм», некогда известное лишь узкому кругу специалистов и родителей, непосредственно столкнувшихся с этой проблемой, сегодня все чаще звучит с экранов телевизоров, обсуждается в прессе и обществе. В чем причина?
– Да, обсуждается, причем с тревогой, и это неудивительно! По статистике ВОЗ, за последние 30 с небольшим лет число людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выросло в мире в 16 раз! Сегодня этот диагноз ставят уже каждому сотому ребенку. И наша страна не исключение. Аутизм не знает границ и национальностей, не делит людей по материальному или социальному статусу.
– Известны ли причины? И что делать?
– Исследования идут во всем мире, и есть ряд гипотез, заслуживающих внимания. Но единого мнения о природе аутизма и причинах его стремительного распространения пока что в научном сообществе нет. Как нет и волшебной таблетки. Тем не менее есть понимание, как помочь людям с РАС, как улучшить их состояние и адаптировать к жизни в обществе.
Недавно в издательстве «Просвещение-Союз» вышла книга «Лабиринт с прозрачными стенами», в которой просто и доступно изложены методы работы с особенными детьми, позволяющие их эффективно развивать, а также дано краткое понимание аутизма в современном мире. Коллектив авторов под моим руководством – это практикующие дефектологи и психологи, педагоги с многолетним опытом работы, владеющие специальными методиками, некоторые из специалистов сами родители, воспитывающие детей с РАС.
– Кому адресована эта книга?
– В первую очередь родителям и учителям, воспитателям, которые не являются специалистами по работе с детьми с РАС, но встречаются с ними в своей педагогической практике. По закону выбор специального (коррекционного) или обычного учебного заведения остается за родителями. Конечно, инклюзия необходима, особенно для малышей в детском саду, но в школе нужно быть уже осторожнее и решать этот вопрос индивидуально. Для нас важно, что дети с особенностями развития все чаще приходят в обычную школу и зачастую не получают должного педагогического сопровождения. А в «Лабиринте с прозрачными стенами» можно найти много практических рекомендаций, как взаимодействовать и общаться с особенным ребенком.
– Что делать, если в коллективе появился особенный ребенок?
– Важно правильно настроить себя и преодолеть внутреннее волнение и беспокойство. И в этом поможет простая мысль, что, во-первых, он такой же, как все. Он так же, как и другие дети, хочет играть, общаться и дружить со своими сверстниками, радоваться жизни. Но в силу объективных причин это у него не получается, ему труднее, чем другим. Надо вести себя с ним так же, как со всеми, не выделяя из коллектива и не акцентируя на нем внимание. А во-вторых, он не такой, как все. Я верю, что каждый ребенок – индивидуальность и к каждому можно найти особый подход. И значит, здесь нет никакого противоречия. Итак, особенный ребенок – обычный, равноправный член коллектива, но со своим характером и своими уникальными индивидуальными качествами, присущими только ему.
– Бывает ли, что педагог неправильно трактует поведение ребенка и, как следствие, неадекватно реагирует?
– Конечно, бывает! Приведу несколько простых примеров. Ребенок отворачивается, смотрит в окно или в потолок, избегая прямого взгляда в глаза, даже когда педагог обращается лично к нему. Требования «Посмотри на меня» или «Смотри на доску, не отвлекайся» могут лишь вызвать стресс. А причина в том, что дети с РАС часто пользуются периферийным, а не фронтальным зрением, то есть, немного отворачиваясь, они все прекрасно видят и воспринимают. У педагога же создается впечатление, что такой ученик отсутствует. Я разработал систему коррекции этого состояния, это моя авторская методика, на которую получена медицинская лицензия, и я сам практикую ее на занятиях с детьми. Кстати, она описана в книге, освоить ее азы может каждый.
– Какие еще методы представлены в «Лабиринте с прозрачными стенами»? И может ли неспециалист освоить их по книге?
– Развитие коммуникации и речи, поведенческий анализ, психологическая коррекция, сенсорная интеграция, адаптивная физкультура и двигательная коррекция, творческая терапия (через музыку, рисование, лепку, театр) и многие другие методы. Именно в комплексе они могут оказать наиболее эффективное влияние на развитие ребенка. Главное – попробовать их на практике. «Лабиринт с прозрачными стенами» может стать первым шагом к освоению разных коррекционных методов, позволит ознакомиться с наиболее эффективными подходами в реабилитации детей с особенностями развития.
– А какова сейчас ситуация в педагогическом сообществе? Появляются ли молодые специалисты, увлеченные своим делом, которые хотят и могут успешно и эффективно работать с особенными детьми?
– Да, несомненно! Могу это утверждать как член жюри Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России». Мне запомнились слова лауреата XIV Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2023 Ганны Анатольевны Волощук из детского сада «Непоседы» города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа: «Каждый человек уникален и неповторим, и есть вещи, которые нас объединяют, – это желание быть услышанным, быть понятым. Важно хотеть понять того, кто рядом, важно хотеть принять того, кто так не похож на других. А для этого прежде всего необходимо быть добрым человеком». Эта мысль очень созвучна моему пониманию служения делу и нашим детям.
Антон СТЕКЛОВ
Комментарии