За десятилетие проведения конкурса инновационных продуктов на суд компетентного жюри свои разработки предложили 445 образовательных организаций. Среди инновационных продуктов и учебные пособия, и методические материалы, и элементы программного обеспечения, и многое другое.
В этом году на конкурс было подано 59 заявок, которые оценивали 47 экспертов, среди которых представители науки, методисты и практикующие педагоги. Как заметил на торжественной церемонии награждения призеров член оргкомитета конкурса, начальник отдела развития образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Валерий Волков, безусловно, конкурс – это уникальная возможность заглянуть в будущее и увидеть, какими будут отдельные аспекты образовательного процесса в обозримой перспективе. Однако главное его предназначение в том, чтобы оригинальные и передовые методики оказались востребованными в практике не только петербургских педагогов, но и коллег со всей России.
Конкурс традиционно проходит в два этапа: заочное оценивание материалов профессиональными экспертами и представление видеоролика о продукте и ответы на вопросы экспертов на очном туре. Педагоги предлагают свои разработки в двух номинациях: «Образовательная деятельность» и «Управление образовательной организацией». По итогам в каждой из номинаций определяются победитель и лауреаты.
Как рассказал Валерий Волков, в последние годы экспертов радует то, что значительно возросла степень проработанности предлагаемых продуктов. Например, в этом году впервые за семь лет ни одной заявки не было отклонено на заочном этапе. То есть качество материалов стало понятным по содержанию и не вызывающим вопросов. Кроме того, увеличивается набор предлагаемых продуктов, в том числе во многих из них сильна цифровая составляющая. В этом году участники конкурса, причем в обеих номинациях, акцентировали свое внимание на широкой интеграции в педагогическую практику современных цифровых технологий. Так, на суд жюри были представлены автоматизированные системы управления, различные цифровые инструменты, информационно-методические ресурсы и сервисы. При этом многие продукты – результат обобщения и систематизации целого ряда новшеств.
Что касается номинации «Управление образовательной организацией», то она, по словам Валерия Волкова, появилась сравнительно недавно, но зато всегда стабильна по количеству участников. Таким образом, система образования города постоянно продуцирует инновационные продукты, которые учитывают сегодняшние требования и могут помочь в работе руководителям образовательных организаций.
Вопрос востребованности инновационных предложений всегда актуален. Члены жюри, рассматривая тот или иной продукт, прежде всего обращают внимание на возможность его практического использования другими педагогами или руководителями. В то же время оргкомитет конкурса прилагает все усилия, для того чтобы представленные продукты популяризировались. Например, издаются сборники большим тиражом, где авторы рассказывают о своих разработках, информацию о конкурсных продуктах также можно найти на интернет-ресурсах петербургской системы образования. Уже известно, что многие, включая педагогов из самых отдаленных регионов страны, берут эти разработки за основу и адаптируют под свои региональные особенности.
Участие в конкурсе инновационных продуктов очень полезно для педагогического коллектива, считает директор школы №207 Центрального района Санкт-Петербурга заслуженный учитель России Вячеслав Коровкин. Его школа стала лауреатом конкурса в номинации «Управление образовательной организацией».
– Жизнь в режиме развития насыщает работу новыми мыслями, новыми возможностями и позволяет выстраивать планы на будущее. Если люди работают, думая о перспективе, то это лучшее состояние для работы в настоящем, – говорит Вячеслав Коровкин. – Что касается нашей разработки «Методические рекомендации по оценке эффективности работы органов государственно-общественного управления в современной образовательной организации», то мы очень давно работаем над реализацией государственно-общественных принципов управления. Этот опыт помог нам создать методическое пособие по выявлению критериев эффективности попечительского совета, совета школы, совета родителей, совета учащихся и т. д. По нашей методике можно, проанализировав, оценить по определенным шкалам, эффективна ли эта работа, найти то, что ценно, что слабо, увидеть точки роста. Каждая школа может посмотреть на себя, как в зеркало, с точки зрения привлечения общественности, прежде всего родителей, к процессу управления школой.
Наша школа в 1994 году разработала первый устав, когда еще сам принцип уставной деятельности не был так важен. Сегодня это стало явлением обыденным. Другое дело, что государственно-общественное управление школой иногда выглядит декорацией, но те коллективы, которые предпочитают реальную совместную деятельность с родителями, никогда не жалеют об этом. Школа становится открытой, понятной и, что очень важно, предсказуемой.
Сегодня мы видим актуальность проблемы взаимодействия школы и родителей, потому что пока не знаем результатов исследований, которые бы глубоко проанализировали, какое поколение родителей с каким отношением к школе приходит. Часто звучат споры о предоставлении школой образовательной услуги, но мы воспитываем родителей и сами воспитываемся все-таки в парадигме не образовательной услуги, а образовательного процесса, который есть не что иное, как рост, мужание, образовывание, воспитание ребенка вместе с наставниками по жизни, а не с теми, кто оказывает услугу. А это, по сути, и есть систематическая работа по вовлечению родителей в образовательный процесс.
В юбилейном году победителем конкурса в номинации «Образовательная деятельность» стала гимназия №278 Адмиралтейского района с комплексом учебно-методических материалов к курсу «Основы религиозных культур и светской этики». В номинации «Управление образовательной организацией» призовое место занял авторский коллектив школы №619 Калининского района, предложивший автоматизированную систему управления качеством образования «Цифровой ресурс Учителя и Ученика».
Также в честь десятилетия конкурса оргкомитет учредил три специальных приза «За значительный вклад в инновационное развитие системы образования Санкт-Петербурга». Они были вручены организациям, одержавшим наибольшее количество побед в конкурсе за все время его проведения, а также району, в котором за время проведения конкурса было больше всего призеров. Абсолютным лидером среди образовательных организаций – пять призовых мест за десятилетнюю историю! – стала академическая гимназия №56. Также специальный приз получили Информационно-методический центр Адмиралтейского района и Информационно-методический центр Невского района.
Комментарии