По подсчетам ученых, на каждого жителя нашей планеты ежедневно обрушивается поток информации, равный по своим масштабам 174 газетам. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией. Основные метапредметные навыки этого умения формируются в начальной школе. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем.
С этой целью для создания учебных ситуаций можно использовать примеры из реальной жизни. Таким примером может служить участие детей класса в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». А в качестве материалов для учебных заданий – сайт олимпиады и сайты музеев, участвующих в ней, входные билеты в музей, афиша, объявления, схема метрополитена, расписание движения транспорта. На основе этих материалов предлагаю создавать задания на проверку функциональной грамотности чтения, викторины, веб-квесты.На этапе выбора музея я использую технологию веб-квеста. Учебным материалом служит сайт олимпиады. Перед учениками ставится задача: выбрать музей для прохождения очного тура, но не любой, а с заданными критериями. Это может быть музей с повышающим коэффициентом (то есть за правильные ответы в этом музее можно получить большее количество баллов) или музей, до которого удобнее добираться от школы, музей с интересующей экскурсионной программой.Участники команды делятся на группы, чтобы проанализировать отзывы, проложить маршрут, рассчитать время в пути, выбрать дату и время посещения. Таким образом, у нас есть возможность поработать с различными источниками информации, представить ее в разных видах, преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (например, проанализировав отзывы, составить диаграмму).Выполнение заданий на определение затратной части поездки предполагает использование основных метапредметных умений и способов действий, а также предметных знаний и умений, сформированных у учащихся в процессе изучения математики. Можно произвести расчеты с учетом разного количества детей и сопровождающих, с экскурсионным обслуживанием и без него, с затратами на дорогу.Итак, выбрали музей, ответили на вопросы заочного тура, распечатали приглашение – и вперед, к поиску новой информации, в музей.После прохождения очного тура олимпиады было приятно видеть, что в метро у ребят вместо привычного для них телефона в руках был билет в тот самый музей. Кстати, билет тоже источник информации. Сначала я придумывала для детей вопросы и ситуации, и они искали в билете ответы на них. Предположим: после покупки билета у тебя осталось 100 рублей, сможешь ли ты купить еще один билет для своего друга? Дети обращают внимание на цену билета и делают вывод.Или так. Ты хочешь написать заметку в школьную газету о посещении музея и берешь с собой фотоаппарат. Какие снимки ты сможешь сделать? А в билете есть информация о том, что видео- и фотосъемка запрещены.Таким образом, дети отвечают на вопросы, используя явно и неявно заданную в тексте информацию.А сколько интересных вопросов и ситуаций придумывали сами дети! Мне казалось, весь вагон метро хотел с нами искать информацию в простом билете в музей.Наталья МИНЕНКО, учитель начальных классов школы №629
Комментарии