Слово «философия» всегда обладало для меня магнетической притягательностью и запредельностью, как вершина горы для альпиниста. Оно было впереди и как будто что-то обещало. Обещало открыть тайну движения человеческой души, мысли, разрешить дилемму первичности материи и сознания, постичь количество измерений во Вселенной, найти Истину… И навстречу этому неясному обещанию, а быть может, с наивным полудетским стремлением создать искусственный Разум, я начала строить свою образовательную траекторию с обучения на факультете прикладной математики и кибернетики.
Красота математических теорий восхищала, собственная способность понять и, главное, почувствовать это, воодушевляла, затмевая интеллектуальное напряжение и прочие «мелочи». Сильнее всего раздражало программирование, оно было невероятно запутанным, и, казалось, легче было понять китайский язык. Как же я благодарна судьбе за эти затруднения! Они научили искать свои ошибки. Лишь потом я оценила сложность этого процесса.
«Эпоха застоя» буквально рухнула нам под ноги, шагнувшие со студенческой скамьи. Предполагаемое распределение отменилось, и оказалось, что дипломированные инженеры не нужны обучившей их стране. Ломка мировоззрения произошла мгновенно и необратимо. И это тоже был хороший урок! Пришлось понять, чего ты стоишь и как можешь применить свои знания.
Да, я пришла в школу. Было очень страшно. Казалось, что всё это временно, и скоро всё будет, как раньше, и советское предприятие позовёт меня в программисты. Но, как сказал Булгаков, «не бывает так, чтобы всё стало, как было…». Я всегда считала себя счастливым человеком, а способность анализировать действительность научила меня не верить в случайности. Не случайна была моя школьная медаль, не случайно «запойное» чтение, не случаен интерес к языкам и любовь к «заумным» задачкам… И вопреки назиданию психолога «вам нужно выбрать одно из двух полей деятельности: «человек-человек» или «человек-знак», всё сложилось, как пазл, в единственно верную картинку. Я – учитель информатики!
Сначала я училась учить, изобретая свои приёмы, опираясь на свой студенческий опыт постижения неподдающихся алгоритмов, вспоминая уважаемого мной Макаренко и его «Педагогическую поэму». Было чрезвычайно интересно искать задачи на понимание теории, которые могли «зацепить» ученика, наблюдать процесс «озарения» и счастливую улыбку: «Понял!». Думаю, вот это ощущение, которое испытываешь, видя результат своего труда, навсегда привязывает учителя к школе.
А как же «философия»? Она, как оказалось, тоже волновала меня не случайно. Я открыла для себя психологию как науку, благодаря встрече с выдающимся ученым, основателем «интегративной психологии» в России, Владимиром Васильевичем Козловым. Его миссия – «Открывать пространства и поддерживать» – вывела меня на новый уровень осмысления своей жизни и деятельности. Конечно, трудно переоценить знания, полученные мной при обучении, и статус «специалиста по интегративной психологии», присвоенный мне Международной Академией психологических наук, имеет для меня огромное значение, но главное даже не это…
Главное – идти как можно стремительней и уверенней по дороге самообразования. Задавать себе вопросы «почему?», а затем «как?» и искать на них ответы. Информационная революция открывает безграничные возможности для познания, ускоряет процессы обмена информацией, искушает поиском готовых решений и опасностью утонуть в обмене мнениями. Современный учитель, на мой взгляд, глубоко анализирует возможности педагогической науки, видит глобальные перспективы образовательной реформы, находится в передовом отряде, выводящем школу на научную основу, живую и продвигающую. Может быть, я утопист, но мне больше нравится сравнивать себя всё-таки с альпинистом, карабкающимся к своей вершине. Что я сейчас вижу на вершине своего развития? Первая цель – совершенно прояснить для себя и транслировать в педагогическое сообщество уникальные возможности информатики как универсального методического средства осуществления процессов познания. Здесь я выделяю для себя четыре направления углубления и развития:
1) межпредметная интеграция знаний и деятельности ученика;
2) репрезентация познавательного опыта с использованием всех языков сознания (эмоции, образы, символы, знаки);
3) развитие логического, алгоритмического, дивергентного, креативного мышления;
4) инициация творческого, ресурсного, эмоционального состояния, ориентация на современные технологии урока (имитационное моделирование, целеполагание, проблемное обучение, метод проектов).
Особо ценно для меня, что творческие, эвристические состояния сознания всемерно способствуют развитию личности ребенка, обогащению его внутреннего мира, переживанию целостности с внешней реальностью. Человек получает опыт свободного парения в безграничном пространстве, что является одновременно и целью, и наградой. Это путь саморазвития, самоактуализации личности, смысл человеческого пребывания на Земле. «И самое важное – в творческом состоянии сознания человек «творит себя» – не только «образовывается» (то есть приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться» (В.В.Козлов).
Вторая моя цель – научить учить. Смею думать, что благодаря своему опыту, знаниям, способности к рефлексии своей деятельности мне есть чему научить молодых специалистов. Молодые коллеги нередко обращаются ко мне за помощью, с интересом слушают мои выступления, пользуются моими методическими разработками. Мной написан и используется в школах города и области «Задачник по программированию в среде Pascal», выполнено совместно с учениками электронное пособие по Delphi. Сейчас я работаю над созданием своеобразного «психологического учебника программирования», в котором будут рассмотрены различные подходы к обучению решения задач, «многослойные» задачи, способы мотивации ученика, мыслительные операции, развивающиеся в процессе алгоритмизации.
И третья моя цель – научная работа в области когнитивной информатики. Главной целью образования, по словам академика РАО А.А.Кузнецова, становится «…формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и деятельности человека».
Я пришла к выводу, что применение информационных технологий в обучении без понимания когнитивных закономерностей – поверхностно, а пренебрежение мощью ИКТ-ресурса – бесперспективно. Думаю, моя миссия – учиться в соответствии с этим самой и учить других.
Огорчает – всё больше тороплюсь жить. Радует – всё больше вижу вокруг себя непознанных пространств, куда хочется успеть.
Елена Емельянова, учитель информатики и ИКТ Северского лицея, учитель года Томской области-2011
Комментарии