search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству
0

Задание на новый учебный год

В новом учебном году стартует эксперимент «Школа будущего». Базовой, как известно, станет школа №2030 (ЦАО), остальные 15 школ войдут в эксперимент со своими модулями. Одна будет заниматься содержанием образования, другая – здоровьесберегающими технологиями, третья – самоуправлением и так далее. О том, что ждет Москву, рассказывает доктор психологических наук Юрий ГРОМЫКО.

Юрий ГРОМЫКО, директор Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования:

– Сама идея российской «Школы будущего» после того, как она была объявлена Юрием Михайловичем в прошлом году на Госсовете, вызвала огромный интерес, ведь сегодня понятно, что именно «Школа будущего» может стать одним из эпицентров национального проекта «Образование». Но было необходимо ответить на вопрос: «А в чем должна состоять перспективная модель развития российской школы?» Реализация идеи «Школа будущего» заключалась в том, чтобы отобрать и выявить наиболее действительно прорывные школы, понять, в чем действительно их опережение по отношению ко всему общему среднему российскому образованию, сформировать инфраструктуру «Школы будущего», которая сначала могла бы быть сделана в Москве, а затем реализовываться и в России.

Надо сказать, что на выставке на ВВЦ, которая проходила и где обсуждалась модель «Школы будущего», она вызвала огромный интерес разных регионов. Речь идет об инфраструктурном учрежденческо-сетевом проекте, цель которого создать инфраструктуру «Школы будущего», которая, как когда-то советская школа, общепризнанно считалась бы одной из лучших в мире, по крайней мере, по циклу естественно-научного образования, идеологической определенности. Речь идет не только о материально-технической инфраструктуре, но и о гуманитарной инфраструктуре, а это означает, что потребители образования, родители, сами участники процесса образования – учащиеся, ученые, депутаты смогут участвовать в этом процессе.

Саму «Школу будущего» образуют несколько субъектов. Это, с одной стороны, созданный клуб директоров «школ будущего», с другой стороны, родительский актив, учащиеся, а также участники проекта из сферы науки и образования. Речь идет о том, что фактически клуб (этот общественный организм) имеет три сферы, в которых он может действовать: сферу школьно-семейного проектирования, сферу социального проектирования и сферу проектирования «Школы будущего» в контакте с другими секторами общества.

Одно из первых и важнейших направлений – детско-взрослая общность, уклад самой школы, где решаются проблемы общения и понимания всех детей, где есть самоуправление, разные типы детских контингентов. Школа тут выполняет роль интегратора разных групп детей в единое детско-взрослое образовательное сообщество. Все это важнейшие моменты, над которыми работают педагоги и ученые.

Сегодня не случайно говорится, что одна из важнейших проблем – воспитание, где под воспитанием имеется в виду формирование мировоззрения в «Школе будущего». Для этого должны быть созданы (и уже создаются) дискуссионные клубы, переговорные площадки. В этом заключался наш эксперимент в Западном и Северо-Западном округах, где школа фактически выступает как ядерный институт, определяющий цивилизационную принадлежность российского человека, а русский язык – важнейшим фактором интеграции человека в российское общество.

Очень важна связь образования, науки и производства. На недавно прошедшей выставке «Молодежное ЭКСПО на Северо-Западе» была предложена разработка сфер будущего, будущих отраслей промышленности, причем все это дети делали совместно с экспертами, с властью. На наш взгляд, точно так же такими проектами может быть и мировоззренческое телевидение, когда дети делают новый тип видеоматериалов, и детский оперный театр, и детский взрослый банк, детско-взрослые научно-образовательные производства. Речь идет о том, что вот эти все группы могут составлять своеобразный город детства.

Но если возвращаться к самой школе, то внутри этой школы должно идти обновление содержания образования, создание центров инструкционного дизайна, должен работать педагог будущего, который может разрабатывать новые очень интересные учебные курсы, диагностировать, что в результате они могут дать, новые идеи внедрения методической инженерии, выявление универсальных способностей, интеллектуальных и интеллектуально-волевых умений и компетентностей. На мой взгляд, по аналогии с проектом PIZA Program for International Student Assessment в Москве должна существовать программа оценки образовательных сопоставительных результатов в столичных школах мира. В Англии недавно возник педагогический скандал, оказалось, что большинство учащихся именно пользуются живой энциклопедией знаний Википедией, по аналогу с той эпистематекой, которая создается в московских школах, а не энциклопедией «Британика». Детей интересует живой экспертный контакт и коммуникация с экспертами, с этой точки зрения, на наш взгляд, это очень важное направление, связанное с реальной возможностью использования интернет-информационных технологий.

Задача сегодня заключается в том, чтобы получить план-карту всего набора модулей «Школы будущего», где ассоциация участников проекта «школ будущего» реализует часть из этих проектов, а другие школы Москвы (и в этом заключается управленческая очень правильная идея) в этой работе должны участвовать, вступив в ассоциацию «Школы будущего». Поскольку в Москве есть мощнейшее инновационно-экспериментальное пространство, задача заключается в том, чтобы вот эти наиболее важные прорывные модули определяли формирование «Школы будущего». Связать с экспериментальными площадками и инновационной сферой образования, над которой мы работали последние 15 лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте