В новом учебном году стартует эксперимент «Школа будущего». Базовой, как известно, станет школа №2030 (ЦАО), остальные 15 школ войдут в эксперимент со своими модулями. Одна будет заниматься содержанием образования, другая – здоровьесберегающими технологиями, третья – самоуправлением и так далее. О том, что ждет Москву, рассказывает доктор психологических наук Юрий ГРОМЫКО.
Юрий ГРОМЫКО, директор Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования:
– Сама идея российской «Школы будущего» после того, как она была объявлена Юрием Михайловичем в прошлом году на Госсовете, вызвала огромный интерес, ведь сегодня понятно, что именно «Школа будущего» может стать одним из эпицентров национального проекта «Образование». Но было необходимо ответить на вопрос: «А в чем должна состоять перспективная модель развития российской школы?» Реализация идеи «Школа будущего» заключалась в том, чтобы отобрать и выявить наиболее действительно прорывные школы, понять, в чем действительно их опережение по отношению ко всему общему среднему российскому образованию, сформировать инфраструктуру «Школы будущего», которая сначала могла бы быть сделана в Москве, а затем реализовываться и в России.
Надо сказать, что на выставке на ВВЦ, которая проходила и где обсуждалась модель «Школы будущего», она вызвала огромный интерес разных регионов. Речь идет об инфраструктурном учрежденческо-сетевом проекте, цель которого создать инфраструктуру «Школы будущего», которая, как когда-то советская школа, общепризнанно считалась бы одной из лучших в мире, по крайней мере, по циклу естественно-научного образования, идеологической определенности. Речь идет не только о материально-технической инфраструктуре, но и о гуманитарной инфраструктуре, а это означает, что потребители образования, родители, сами участники процесса образования – учащиеся, ученые, депутаты смогут участвовать в этом процессе.
Саму «Школу будущего» образуют несколько субъектов. Это, с одной стороны, созданный клуб директоров «школ будущего», с другой стороны, родительский актив, учащиеся, а также участники проекта из сферы науки и образования. Речь идет о том, что фактически клуб (этот общественный организм) имеет три сферы, в которых он может действовать: сферу школьно-семейного проектирования, сферу социального проектирования и сферу проектирования «Школы будущего» в контакте с другими секторами общества.
Одно из первых и важнейших направлений – детско-взрослая общность, уклад самой школы, где решаются проблемы общения и понимания всех детей, где есть самоуправление, разные типы детских контингентов. Школа тут выполняет роль интегратора разных групп детей в единое детско-взрослое образовательное сообщество. Все это важнейшие моменты, над которыми работают педагоги и ученые.
Сегодня не случайно говорится, что одна из важнейших проблем – воспитание, где под воспитанием имеется в виду формирование мировоззрения в «Школе будущего». Для этого должны быть созданы (и уже создаются) дискуссионные клубы, переговорные площадки. В этом заключался наш эксперимент в Западном и Северо-Западном округах, где школа фактически выступает как ядерный институт, определяющий цивилизационную принадлежность российского человека, а русский язык – важнейшим фактором интеграции человека в российское общество.
Очень важна связь образования, науки и производства. На недавно прошедшей выставке «Молодежное ЭКСПО на Северо-Западе» была предложена разработка сфер будущего, будущих отраслей промышленности, причем все это дети делали совместно с экспертами, с властью. На наш взгляд, точно так же такими проектами может быть и мировоззренческое телевидение, когда дети делают новый тип видеоматериалов, и детский оперный театр, и детский взрослый банк, детско-взрослые научно-образовательные производства. Речь идет о том, что вот эти все группы могут составлять своеобразный город детства.
Но если возвращаться к самой школе, то внутри этой школы должно идти обновление содержания образования, создание центров инструкционного дизайна, должен работать педагог будущего, который может разрабатывать новые очень интересные учебные курсы, диагностировать, что в результате они могут дать, новые идеи внедрения методической инженерии, выявление универсальных способностей, интеллектуальных и интеллектуально-волевых умений и компетентностей. На мой взгляд, по аналогии с проектом PIZA Program for International Student Assessment в Москве должна существовать программа оценки образовательных сопоставительных результатов в столичных школах мира. В Англии недавно возник педагогический скандал, оказалось, что большинство учащихся именно пользуются живой энциклопедией знаний Википедией, по аналогу с той эпистематекой, которая создается в московских школах, а не энциклопедией «Британика». Детей интересует живой экспертный контакт и коммуникация с экспертами, с этой точки зрения, на наш взгляд, это очень важное направление, связанное с реальной возможностью использования интернет-информационных технологий.
Задача сегодня заключается в том, чтобы получить план-карту всего набора модулей «Школы будущего», где ассоциация участников проекта «школ будущего» реализует часть из этих проектов, а другие школы Москвы (и в этом заключается управленческая очень правильная идея) в этой работе должны участвовать, вступив в ассоциацию «Школы будущего». Поскольку в Москве есть мощнейшее инновационно-экспериментальное пространство, задача заключается в том, чтобы вот эти наиболее важные прорывные модули определяли формирование «Школы будущего». Связать с экспериментальными площадками и инновационной сферой образования, над которой мы работали последние 15 лет.
Комментарии