Урок физкультуры в Заостровской средней школе начинается еще до звонка.
– Валерий Иванович, мы готовы!
В школе – перемена, а эти добровольцы уже пробегают свой первый круг, в знак приветствия касаясь ладони учителя. Для них это игра, а для учителя – важная информация. Сразу понятно, кто в каком настроении пришел на урок: кто-то слабенько ударил, кто-то со всей силы, у одного ладошка теплая, у другого холодная.
Ученики при мне сами формулируют и тему, и задачи урока.
– Валерий Иванович, да вам и делать ничего не надо – только наблюдать! – изумляюсь я. Именно так кажется со стороны, потому что время урока летит незаметно.
Удивительно, что никто не отпрашивается с урока, не отсиживается на скамеечке. Помнится, в школьные годы мы с подружками так и норовили увильнуть с урока физкультуры.
– Я никого не заставляю, – смеется Бурцев, – говорю, вы можете не ходить на урок. Если, конечно, хотите быть некрасивыми. Но, как видите, таковых не находится. Занятия в спортивном зале не прекращаются даже после уроков: тренировки, секции…
– В Заостровской средней школе я работаю 20 лет, – рассказывает Бурцев. – Мои ученики постоянно выигрывают районную спартакиаду, куда входят различные виды соревнований, начиная осенью с легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, настольный теннис), затем зимою – лыжные соревнования. Даже в шашках и стрельбе мы первые. После этих побед состязаемся с лучшими спортсменами не только сельских, но и городских школ. И побеждаем.
– И что тогда? – интересуюсь я.
– Опять соревнования. Вот, например, в 2006-м две мои ученицы, Киселева и Михеева, выступали в составе легкоатлетической сборной Архангельской области. На Всероссийских летних спортивных играх в городе Ижевске команда заняла 28-е место. А были представители 72 регионов России и стран СНГ. Игры запомнились ребятам. По воле случая наша команда смогла посидеть на одной скамейке с Президентом России Владимиром Путиным.
– Валерий Иванович, а можете раскрыть какие-то профессиональные секреты? Как удается из обычных детишек, далеких, честно говоря, от физического совершенства, растить таких красавцев?
– Секреты? – улыбается Бурцев. – Вот, например, домашнее задание.
– Домашнее задание? По физкультуре? Вот это да!
Оказывается, главное в домашних заданиях – научить всех детей с 1-го по 11-й класс заниматься физкультурой самостоятельно. Домашние задания, конечно же, проверяются. Проводятся регулярно конкурсы «Сила каждому нужна», «Богатырь месяца», а также «Президентские состязания». При подведении итогов особо ценится положительная динамика.
А домашние задания по физкультуре самые разнообразные. Кому-то простое – прыжки со скакалкой в течение минуты. А другому – посложнее, «пистолет», то есть приседания на одной ноге. Каждому – индивидуально.
– Моя цель, – говорит учитель, – помочь ребятам стать лучше. Не во всем согласен с коллегами-предметниками. Допустим, таблица Менделеева или закон Бойля-Мариотта выпускникам вряд ли так нужны, как физическое развитие, умение правильно реагировать на нагрузки, восстанавливать ресурсы своего организма. Физическое здоровье будет иметь значение для каждого человека в течение всей его жизни. Важно научить школьника «учить себя», а для этого нужно заинтересовать, увлечь его, поставить перед ним конкретную и вполне выполнимую цель. Если в начальных классах научил детей заниматься собой, выполнять основные двигательные действия, то в старших классах я «отдыхаю». Здесь мы с ними единомышленники. Каждый год на факультет физической культуры в педуниверситет поступают мои ученики. Благодарные отклики говорят о том, что удалось привить им любовь к физической культуре.
Да, многое удалось и удается Валерию Ивановичу Бурцеву, старшему учителю, отличнику народного просвещения, заслуженному учителю Российской Федерации.
Татьяна МОСКВИНА, Приморский район, Архангельская область
Комментарии