Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зададим всем жару. Урок-закрепление в 6-м классе. Тема «Этот удивительный мир фразеологии»

Учительская газета, №03-04 от 25 января 2011. Читать номер
Автор:

Данный урок помогает сформировать целостное представление о словарном составе русского языка, о взаимодействии различных лексических единиц языка. Благодаря подбору творческих заданий ребята с удовольствием вовлекаются в процесс их выполнения, хотя многие задания сложные. Важна воспитательная роль данного урока.Повторение и обобщение знаний имеют большое значение: приводят в систему факты и явления, углубляют содержание изученных понятий; способствуют умственному развитию учащихся.

Форма урока: «урок-калейдоскоп».Методические приемы: индивидуальные сообщения учащихся, работа со словарями, творческие задания, игровые задания, опрос.Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология».Задачи:- Проконтролировать умение учащихся распознавать различные единицы лексики и объяснять лексическое значение слова на основе творческих заданий.- Развивать устную и письменную речь учащихся.- Развивать творческие способности учащихся.- Показать богатство русского языка.- Воспитывать любовь к родному языку.- Формировать умение отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре.- Развивать логическое мышление.Оборудование урокаВыставка словарей.«Визуальная доска», на которой расположились яркие фигурки с фразеологизмами, составляя нечто вроде калейдоскопа. Эта доска занимает центральное место в классе.Вращающаяся панель с выставленными на ней табличками.Стойка для таблицы, стойка для пазлов.В классе делается перестановка. Столы составляются так, чтобы за ними было удобно работать в группах по 4-6 человек.Зрительный ряд: творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки, отражающие впечатления, настроение ребят).Ход урокаУчитель: Добрый день, друзья! От всего сердца дарю вам улыбку (улыбается широко) и жду, что вы улыбнетесь мне в ответ.Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масло в огонь бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, рука об руку, не покладая рук. И зададим всем жару.Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем самый мощный Всемирный потоп, чтобы все были от нас без ума и мы оказались на седьмом небе от счастья.А те, кто ни в городе Богдан ни в селе Селифан, пусть отправятся к черту на кулички, куда Макар телят не гонял. И мы не будем пускать пыль в глаза, ведь мы с вами одного поля ягоды. И нас не испугает ни Сцилла, ни Харибда, ни сизифов труд, ни танталовы муки, ни авгиевы конюшни.А я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс.Ведь игра стоит свеч!И мы сегодня начнем урок с того, что повторим за Гаем Юлием Цезарем: «Пришел! Увидел! Победил!»1. Лексическая работа.В центре «Визуальной доски» открывается табло, на котором дается полное лексическое значение слова «калейдоскоп». У всех учеников есть блокноты, которые мы называем «блокноты-гурманы», куда в процессе обучения ученики вписывают наиболее интересные и сложные, новые для себя понятия, афоризмы.Учитель зачитывает, а ученики параллельно переписывают в свои «блокноты-гурманы»:«Калейдоскоп (от греч. Kalos – красивый, eidos – вид, skopeo – смотрю) – трубка, внутри которой по длине расположены три вертикальные пластинки, скрепленные под углом 60 градусов друг к другу. Изобретен английским физиком Д. Брюстером в 1817 году, впоследствии стал детской игрушкой».Ученикам дается калейдоскоп, они смотрят в него, передают друг другу.Учитель: Часто слово «калейдоскоп» употребляется в переносном смысле, чтобы подчеркнуть быструю смену явлений лиц. Дорогие мои ученики, именно в таком контексте сегодня мы будем употреблять слово «калейдоскоп», так как нам предстоит огромная работа, которую мы будем выполнять в очень быстром темпе. Нам надо повторить огромное количество фразеологизмов. Вы готовы?Ученики отвечают.2. Работа с «Визуальной доской». На ней расположены картинки с рисунками, выполненными учениками. На картинках изображено прямое значение словосочетаний-фразеологизмов. Рисунки висят обратной стороной, по ходу выполнения задания они переворачиваются.Задание: ученики определяют, какой фразеологизм скрывается за данным рисунком. Параллельно выполняется еще одно задание: в углу стоит подставка, на которой приклеена таблица, состоящая из пяти столбиков с заголовками: художественные, мифологические, библейские, разговорные, профессиональные. В процессе урока все фразеологизмы вписываются в данную таблицу, распределяясь по столбцам. Эти же записи делаются в течение урока и в рабочих тетрадях.3. Кластер на ромашках (групповая работа). Пяти группам раздаются карточки в виде ромашек, которые нужно расписать фразеологизмами в форме кластера. В кружочке написано слово «вода», а на лепестках нужно написать фразеологизмы с этим словом.Работа на скорость и правильность.4. Самолетики. Из яркой цветной бумаги сделаны 10 самолетиков, на которых написаны фразеологизмы. Учитель запускает самолетики. Кто поймает, тот раскрывает самолетик и дает лексическое значение фразеологизма.5. Вертушка. На вращающейся панели – таблички с фразеологизмами, но некоторые слова в устойчивых словосочетаниях заменены. Нужно восстановить фразеологизмы. Например, «Купить слона в мешке» (кота), «Выйти разбитым из воды» (сухим) и т. д.6. Видеоминутка. Демонстрируются фрагменты из видеофильмов «Троя», «Ветхий Завет», «Одиссея».Задание: соотнести фрагменты с известными фразеологизмами: «ноев ковчег», «ахиллесова пята», «троянский конь», «между Сциллой и Харибдой».7. Узнай фразеологизм.Театрализация. Миф о суде Париса.Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.Гера: Смотрите, яблоко!Афина: Чье оно?Афродита: Здесь написано: «Прекраснейшей».Гера: Оно должно принадлежать мне, ведь я самая старшая из богинь, я богиня домашнего тепла и очага, я красивая и величавая женщина.Афина: Нет, мне. Я богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.Афродита: Я самая прекрасная, потому что я Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.Гера: Что же нам делать?Афина: Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.Афродита: О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?Зевс: Гера – моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.Гера: Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.Афина: Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.Афродита: Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.Парис: Я отдаю яблоко Афродите.Афродита: Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.После просмотра исторической сценки учащиеся называют фразеологизм: «Яблоко раздора».Ролевая игра, элементы театрализации способствуют развитию у детей интереса к истории, дают им возможность провести время на уроке интересно, полезно, плодотворно и творчески.8. Пазлы.На стойке раскиданы слова на самоклеящихся листочках.Задание: собрать фразеологизмы.9. Фразеологизмы-загадки.1. Ее бьют, если надо предотвратить опасность (тревогу).2. Их вешают, когда приходят в отчаяние (нос и голову).3. Она уходит в пятки, когда вы испытываете страх (душа).4. Ее ломают, когда усиленно над чем-то думают (голову).5. Их кладут на полку, когда нечего есть (зубы).10. Битва сильнейших.Самым сильным ученикам класса было заранее дано задание: ознакомиться с этимологией многих фразеологизмов.Внутри контейнеров из-под киндер-сюрпризов находятся полоски с записанными на них фразеологизмами. Ребята выбирают контейнер, вскрывают его и рассказывают историю возникновения фразеологизмов.Оценивание. Учитель заранее готовит сердечки, в которые вписывается оценка, и дарит ученикам. Ученики вклеивают эту оценку в свое портфолио на память.Учитель: Дорогие мои ученики, наш урок подошел к концу. Проделана огромная работа, перед нами прошел настоящий калейдоскоп фразеологизмов. Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой. Удачи вам в этом процессе!​Жанна ИБРАИМОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №21 города Джума Республики Узбекистан, победитель республиканского конкурса «Лучший учитель-предметник Узбекистана 2009 года»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту