Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Задачи на новый учебный год. Обсудили на заседании Правительства Москвы руководители столицы

Учительская газета, №26 от 26 июня 2007. Читать номер
Автор:

Юрий РОСЛЯК, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы: – Город активно принимает участие в реализации национального проекта, и мы уже это не раз отмечали. У нас по многим, будем так говорить, показателям задачи, которые поставлены национальным проектом, уже в городе выполнены, но это не означает, что мы должны останавливаться в совершенствовании системы образования. Имея соответствующую материальную базу и соответствующие ресурсы, мы просто должны выходить на новый качественный уровень. Именно этому была посвящена целевая проработка «Школы будущего» как целевого ориентира на ближайшие годы. Все программы, включая, я надеюсь, программу «Столичное образование-5», разработка которой сейчас начата, именно этой цели и должны быть посвящены.

«Школа будущего» в принципе – это новые технологии, новое качество, возможность выхода фактически на кластерные системы обучения, и пусть никто не пытается ловить здесь что-то такое, не совсем соответствующее образованию. Кластер – это ведь не только привлечение каких-то организаций к достижению единой цели, это еще и создание атмосферы активного научного поиска. То есть вовлечение школьников в процессе обучения в дискуссию, воспитание у них умения пользоваться теми знаниями, которые фундаментально закладываются в образовательных программах, – это тоже одна из задач будущего. В связи с этим я бы не стал выделять отдельно какую-то профильную школу как «школу информатизации», информатизацию – как новое качество образования и, будем так говорить, жизни, участия в жизни нашего общества, это навыки, которые нам нужно прививать детям начиная с детского сада, и детские сады у нас уже просят дать им возможность оборудовать компьютерный класс, подключить к интернету. А уж делать все это в школах, сам Бог велел. У нас есть программа «Электронная Москва», в составе этой программы огромный блок посвящен именно образованию. И я бы хотел, чтобы были отработаны те необходимые новые технологии, которые дали бы нам возможность на примере работы школ в Зеленограде и в Юго-Восточном округе использовать весь тот потенциал, который дает сегодня информатизация. Эти информационные технологии и навыки нужны будут и тем, кто пойдет дальше учиться в высшую школу, и тем, кто будет получать специальное образование. Как ни странно, эти же технологии должны быть орудием, которым будет обладать тот, кто будет работать у станка. Сегодня многие технологические процессы на конкретных производствах тоже связаны с информационными технологиями, с программными системами обеспечения работы на этих станках, приборах, стендах и так далее. То есть все это тоже новое качество образования, которое мы должны получать. Поэтому основная задача в рамках реализации подготовки к новому учебному году – формирование новой системы «Школы будущего», это нужно будет отразить соответствующим образом в нашем новом программном документе.

Я думаю, что нужно продолжать совершенствование системы управления и структуры управления системой народного образования, в том числе продолжать работу по оптимизации расходов на основе нормативного метода. Этот метод нужно развивать и совершенствовать, больше детализировать, финансирование должно быть четко ориентировано на достижение конкретного результата. Научиться работать с этим методом нам тоже предстоит в рамках подготовки 2007 – 2008 учебного года, особенно в условиях перехода на новую редакцию Бюджетного кодекса. Наша задача – опережающим образом подбирать площадки для размещения объектов народного образования, как школ, так и детских садов, тем более что мы на многих площадках замещаем старую, будем так говорить, ветхую материальную базу на новые, более современные детские сады, в том числе большей вместимости. Давайте это все выводить в системный режим. По программе 2007 года все до единого объекты, предусмотренные программой, должны быть не только обеспечены вводом в этом году, но и по возможности с приближением сроков ввода без снижения качества этих объектов к началу учебного года. 5 объектов из 28, подлежащих вводу на территории к новому учебному году, – очень низкий результат, то есть нам надо минимум 10 – 12 школ подготовить.

Проблема подготовки кадров становится все более злободневной, поэтому я думаю, что практику взаимоотношений с промышленными предприятиями, с предприятиями науки, которым необходимы профессионально подготовленные кадры, нужно развивать, тем более что налоговые льготы на выполнение работ по профессиональной подготовке и обучению у предприятий сегодня существуют по налогу на прибыль. Поэтому нужно развивать взаимные программы по предварительному заказу специалистов и соответственно интеграцию учебных программ в производственный процесс. Я думаю, совмещение производственных программ в режиме производственного кластера на учебных площадках – вполне возможная форма сотрудничества, но с определенным уровнем объема той продукции, которую в состоянии будут производить те, кто проходит обучение.

Владимир ЗОТОВ, префект Юго-Восточного административного округа:

– В Юго-Восточном округе в 2006 году на укрепление материальной базы школ префектура выделила 190 млн. рублей, шефы – 20 млн. рублей. В 2007 году мы планируем также выделить 190 млн. рублей, шефы, по нашим прогнозам, выделят уже 30 млн. рублей.

В ЮВАО построены 17 детских дошкольных учреждений, в 2007 году построят еще 11, в следующем – еще 11, то есть за три года мы получим 39 новых детских дошкольных учреждений. Кроме этого, 6 ДОУ переданы из ведомств, за еще два мы воюем. За счет резервов Департамента образования создано 20 групп на 360 мест. Казалось бы, сделан вот такой мощный рывок, однако очередь не уменьшается. У нас есть своя арифметика. На 1 сентября 2006 года очередь была 1611 человек, получено всего мест 1610. Казалось бы, один к одному на 100%, но в очереди теперь 1944 человека, то есть получается – очередь выросла. Если посмотреть на эту очередь, то 70% (1318 человек) – это дети от одного до трех лет, мы знаем, что мамы всегда с этими детишками сидели дома, но та политика, которую проводит Правительство Москвы в части развития и поддержки (вкладывает средства туда, реализует новые технологии в системе воспитания этих детишек), проявляется в росте доверия у мам, те охотно ведут своего ребеночка в этот детский садик, будучи уверенными, что там все будет отлично.

Я думаю, мы не найдем столько новых мест для строительства, но надо переходить к системе пристроек к детским садам. Я думаю, что Департамент образования, а в первую очередь Департамент строительства и архитектуры могли бы поработать и решить этот вопрос. Вот только строители не очень-то хотят решать эти проблемы, поэтому надо поручить Москомархитектуре разработать там, где это возможно, вопрос о возведении пристроек к детским садам.

По-видимому, нужно сделать еще один шаг – развернуть кампанию по поддержке негосударственных образовательных учреждений, которые работают по типу детских садов, они должны быть аккредитованы, получить лицензию, находиться под контролем. У нас в округе такие учреждения есть, и работают они очень неплохо.

К началу нового учебного года будут открыты 3 кадетских учреждения. Сейчас в Москве их 9, на территории Юго-Восточного – 2: один для мальчиков на 240 мест, второй для девочек. Еще мы планируем открыть две кадетские школы (в Марьине, а затем в Лефортове). Но потребность в таких учреждениях очень велика. У нас на одно место в кадетском корпусе для мальчиков – 15 человек, для девочек – 8 человек. Здесь, конечно, главная скрипка – Департамент экономической политики. Нужно предложить Департаменту образования вместе с Департаментом экономической политики, разрабатывая программу «Столичное образование-5», предусмотреть увеличение числа кадетских образовательных учреждений.

Меня волнует проблема здоровья детей. Главный терапевт Москвы Лазебник говорит, что «с 1-го по 8-й класс у детей в 6-12 раз увеличивается расстройство органов зрения и слуха, в 10-15 раз возросло количество нарушений опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, около 70% школьников имеют существенное отклонение в здоровье, у 20% скрытые формы запуска будущих патологий, 84% призывников не могут выполнять элементарные нормативы». Если участковый педиатр получает 24127 рублей, то школьный педиатр – 11944 рубля, если участковая медсестра получает 15205 рублей, то школьная медсестра – 9085 рублей. Надо поручить Департаменту здравоохранения выровнять эту систему в подготовке, в школах 60% врачей пенсионного возраста, а укомплектованность: 65% – по врачам и 70% – по медсестрам.

Анатолий СМИРНОВ, префект Зеленоградского административного округа:

– Конечно, есть много аспектов подготовки к новому учебному году, и все они суперважные. Но как в той поговорке, кто о чем, а я о «Школе информатизации». В сентябре прошлого года Юрий Михайлович Лужков дал такое рабочее поручение, и мы с Любовью Петровной Кезиной совместным распоряжением создали рабочую группу по разработке проекта «Школа информатизации». В группу вошли представители наиболее продвинутых школ со всей Москвы, специалисты по информационным технологиям в образовании, экономисты, юристы, психологи, гигиенисты. Мы изучили отечественный, зарубежный опыт, предложения различных разработчиков образовательных информационных технологий, опыт, накопленный в Москве за последние 10-15 лет. В результате у нас подготовлена целостная концепция «Школы информатизации». Согласно концепции информационные технологии обеспечивают поддержку всего образовательного процесса, как отдельных предметов, так и процесса воспитания школьников, содействуют понятности и привлекательности школ для родителей. «Школа информатизации» образует информационную технологическую среду «Школы будущего». И хотя в рамках концепции нам удалось разработать целый ряд проектов нормативных документов, единые требования к аппаратно-программному комплексу школы, честно говоря, пока эта работа ведется больше на началах отдельных экспериментов и инициатив.

На ВВЦ прошла выставка «Столичное образование», где были совершенно потрясающие разделы, относящиеся к информатизации и новым технологиям образования. Ясно, что уже в этом году в рамках Года ребенка мы можем реализовать самым массовым образом те достижения информационных компьютерных технологий школьного дистанционного образования, которые были там продемонстрированы.

Можно и нужно обеспечить образовательную поддержку через интернет всем особым категориям детей, а к ним мы относим и одаренных детей, и детей-инвалидов, и детей из социально незащищенных семей, которым нужна помощь с выполнением домашних заданий, и детям наших зарубежных соотечественников. Интернет этот должен быть действительно полноценным, мультимедийным, безопасным и дружественным. Ну а тем, кто сегодня не занимается этими вопросами, этого просто, наверное, не понять.

В рамках выставки были приведены результаты международного исследования уровня информатизации образования. Отмечено, что в московских школах более эффективно используются средства информационных компьютерных технологий, они там более разнообразные, учителя более подготовленные, однако общий уровень оснащенности практически не отличается от общероссийского. Мы всегда думаем, что мы лучшие, а на самом деле мы уже далеко не лучшие. Мы практически не используем бесплатные федеральные ресурсы национального проекта «Образование» – мультимедийный интернет, позволяющий работать с иностранными языками, систему управления школой, зачастую платим большие деньги поставщикам не за конкретные разработки информационных технологий в образовательную среду, а за отдельные компоненты порой не самого высокого качества и уровня.

Вывод из сказанного такой: нам нужна специальная городская целевая программа «Школа информатизации», утвержденная или принятая Правительством Москвы. Основы ее содержания – утверждение самой концепции. То есть должно состояться официальное утверждение. Все эти мероприятия, я бы сказал, по индустриальному внедрению модели «Школы информатизации», не фиксирование опыта экспериментальной практики, а индустриальное внедрение этой модели на всех уровнях системы образования города, централизация финансовых ресурсов, ну и координация всего этого процесса.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту