Светлана ТОЛСТИКОВА, научный руководитель РЦ «Мой садик дома», кандидат психологических наук: – Дошкольное детство – уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении должны четко представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Досье «УГ»Т. КУПРИЯНОВА, начальник дошкольного отдела ЗелОУО:- Первый Центр игровой поддержки для детей раннего возраста был открыт в Зеленоградском округе при поддержке Окружного управления образования в 2003 году. Центр взял на себя миссию психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение, и его семьи. На базе центра родителям были предложены консультативно-диагностические услуги по их запросам, был организован родительский клуб, развивающие и коррекционные индивидуальные и групповые занятия с детьми в присутствии родителей, бабушек и дедушек. Среди основных задач, которые решаются в центре, – адаптация ребенка к новым социальным условиям, накопление и расширение его социального опыта, а также формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшего включения в детский коллектив дошкольного учреждения. Таким образом, во время проведения групповых занятий перед педагогами стоит задача научить детей позитивно взаимодействовать со взрослыми и сформировать у них потребность в общении со сверстниками. Отрадно, что в сетевое взаимодействие Ресурсного центра «Мой садик дома» включены семейные детские сады, лекотеки, консультативные пункты, службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания дошкольных учреждений Зеленограда, а также детские сады ВАО, СЗАО и САО, которые также активно влились в работу ресурсного центра.
Современная система отечественного дошкольного образования все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно ориентированную модель организации педагогического процесса. В то же время практика показывает, что условия нормального развития ребенка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития.
Вместе с формированием гуманистической направленности образования получила широкое распространение идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании (Э.Александрова, М.Битянова, Е.Казакова, Е.Козырева, Р.Овчарова, Т.Чиркова).
Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года.
Технология «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без таких служб трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье. Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения, остается недостаточно изученной специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям сопровождаемым в разных типах образовательных учреждений.
Таким образом, теоретический анализ научной литературы и наша практическая работа в ДОУ свидетельствуют о наличии противоречий между теоретическим уровнем разработанности проблемы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника и практическим ее состоянием в ДОУ; между требованием начальной школы к индивидуально-личностному развитию дошкольника и их готовностью к систематическому обучению; между индивидуально-личностными, возрастными, социально-психологическими особенностями развития дошкольника и возможностями адаптации к будущей жизни.
Целью работы ресурсного центра «Мой садик дома» стало психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Задачи исследования – анализ современных подходов к проблеме организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста; исследование направления психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника; выявление особенностей развития дошкольников, не посещающих ДОУ, и определения психолого-педагогических условий их развития; разработка, апробация и определение эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
В теории сопровождения относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Поэтому сам процесс сопровождения развития осуществляется на основе таких принципов, как рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; стремление к автономизации. Эти принципы помогают осуществить на практике различные виды психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное (предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются) и системное (осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях – в реализации определенных программ образования, в проектировании новых типов образовательных учреждений, в создании профилактико-коррекционных программ).
Для нашего исследования были важны такие содержательные аспекты сопровождения, как безусловная ценность внутреннего мира ребенка; создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним; создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала; осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья детей, которое означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой.
В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Наиболее широкое распространение получили центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в «работе команды». Основной задачей сопровождения стало создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления личности, защита прав ребенка на получение воспитания и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей.
Одно из направлений системного сопровождения – проектирование и реализация программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью).
Системное сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму:
– диагностический этап (цель – осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения, данный этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования);
– поисковый этап (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведения этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком);
– консультативно-проективный этап (специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы);
– деятельностный этап (состоит в оказании помощи как педагогу, так и ребенку); рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности).
Специфика сопровождения ребенка в ресурсном центре такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами.
Система профессиональной деятельности различных специалистов в центре преследует прежде всего цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в центре определяется как система профессиональной деятельности «команды специалистов», направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Основная задача сопровождения «команды сопровождающих» – организация взаимодействия специалистов. В технологии взаимодействия специалистов сопровождения можно выделить следующие компоненты: знакомство с психолого-педагогическими теориями и исследованиями в области обучения, воспитания и развития детей; психолого-педагогическое обоснование дидактических принципов обучения; разработка совместно со специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающей дидактики обучения детей; обсуждение требований к развивающей предметной учебной среде; профессиональная рефлексия в процессе учебной работы с детьми; обеспечение специалистов необходимым диагностическим инструментарием для изучения развития детей, их личностного роста в процессе обучения; участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществление проектировочной и диагностически-контрольной функции за развитием детей в условиях инновационного процесса; разработка индивидуальных моделей развивающего взаимодействия с детьми и обучение им педагогов; формирование у педагогов мотивационной основы творческой, максимально индивидуализированной работы с детьми на занятиях; просвещение родителей по вопросам обучения детей; разработка для родителей индивидуализированных программ их занятий с ребенком в домашних условиях; обеспечение контроля за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии; обучение специалистов в новой логике взаимодействия, в методологии комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребенка и его семьи.
Совершенствование практики сопровождения детей дошкольного возраста возможно при применении научных достижений психолого-педагогической науки, раскрывающих основные закономерности развития личности ребенка с учетом его индивидуальности.
Комментарии