В рамках социального партнерства Краснодарская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ тесно сотрудничает с Законодательным Собранием края. Заседания Комитета по образованию и науке ЗСК проходят с участием председателя и специалистов краевого комитета профсоюза. Мы вместе разрабатываем нормативные акты, затрагивающие социально-экономическое положение работников отрасли и обучающихся, анализируем проекты постановлений исполнительных органов власти, крайком профсоюза выступает со своими законодательными инициативами. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш профсоюз играет серьезную роль в развитии партнерских отношений с обеими ветвями власти. Именно поэтому мы активно поддержали инициативу председателя Законодательного Собрания края Владимира Андреевича Бекетова, который предложил провести для профсоюзных работников семинары на учебной базе ЗСК с участием краевого совета профессиональных союзов и администрации Краснодарского края. И не только поддержали, но и приняли самое непосредственное участие в разработке учебного плана, организации и проведении семинара.
На фоне реформ и порождаемых ими социально-экономических проблем деятельность отраслевых профсоюзов на уровне регионов и муниципалитетов приобретает особое значение. Ее успех во многом зависит от инициативности и компетентности профсоюзных лидеров, которые должны быть экономически и юридически подкованы, чтобы грамотно отстаивать интересы работников образования.
В плане решения этой задачи мы обеспечили участие всех председателей территориальных и первичных студенческих организаций в семинаре, который проводился в течение 5 дней. Напряженная работа завершилась сдачей зачетов и получением «Свидетельства о прохождении обучения на курсах Законодательного Собрания Краснодарского края».
Планируя данный семинар, сектор повышения квалификации организационного отдела ЗСК и крайком профсоюза сделали акцент на активные формы обучения. Тематический план был разбит на несколько модулей, каждый из которых использовался отдельно или в сочетании с другими.
Лекции – 15 часов
Практические занятия – 10 часов
«Круглые столы» – 4 часа
Культурная программа – 7 часов
Назову лишь несколько тем, которые осветили лекторы-профессионалы и депутаты Законодательного Собрания края, работники администрации и крайсовпрофа.
В соответствии с Федеральными законами №131 и №122, передавшими многие полномочия в социальной сфере на уровень регионов и муниципалитетов, край абсолютно обновил свою правовую базу. О том, как происходил этот процесс, участникам семинара рассказал начальник правового управления ЗСК Николай Школа.
На участии профессиональных союзов в законотворческой работе очень подробно остановилась заместитель председателя крайсовпрофа Ольга Золотухина. Так, по инициативе профсоюзов Кубани были приняты Законы «О краевой трехсторонней комиссии по решению социально-экономических вопросов», «О социальном партнерстве в Краснодарском крае», «О ветеранах труда» и другие. Пожалуй, самый большой блок законодательных актов в социальной сфере был подготовлен и согласован с профсоюзами в области образования. Как отмечали все лекторы, краевой комитет отраслевого профсоюза в этой работе проявил наибольшую активность, инициировал принятие некоторых законов и дополнений к ним. Например, с нашей подачи был принят проект закона «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих на селе», в краевой Закон «Об образовании» внесен раздел «Меры социальной поддержки педагогических работников».
Среди целого комплекса вопросов, связанных с разграничением полномочий между уровнями власти, особого внимания со стороны крайкома профсоюза требовали изменения в системе финансирования образовательных учреждений и регулирования оплаты труда их работников. Председатель Комитета ЗСК по образованию и науке Виктор Чернявский отметил, что профсоюз оперативно отслеживает все вопросы законотворчества, связанные с социально-экономическим положением отрасли. Особо он подчеркнул тот факт, что вносимые нами поправки в те или иные акты всегда бывают обоснованы убедительными аргументами. При анализе проекта краевого закона, утверждающего «Методику планирования расходов на оплату труда при формировании доходов и расходов общеобразовательных учреждений Краснодарского края», который был разработан в мае нынешнего года, краевой комитет доказал несоответствие действующему законодательству 8 основных позиций методики. Ее принятие было приостановлено, и с учетом наших замечаний приказом департамента была утверждена новая методика. С 1 сентября 2006 года она апробируется в 35 школах края. В настоящее время с учетом анализа эксперимента департамент при участии крайкома профсоюза ведет разработку нового проекта.
Большой интерес у слушателей вызвала лекция заместителя председателя Комитета ЗСК по вопросам экономического развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Светланы Хобленко, поскольку среди социальных проблем одной из главных мы считаем обеспечение педагогов жильем. Светлана Александровна не только дала разъяснения по отдельным статьям нового Жилищного кодекса, но и подробно остановилась на обзоре краевых документов, например, таких, как Порядок определения категории малообеспеченных граждан в Краснодарском крае и Порядок постановки на учет на получение социального жилья в Краснодарском крае.
Активно обсуждалась данная тема и в ходе лекции председателя Комитета по делам молодежи Дмитрия Никифорова. Краевой комитет профсоюза своевременно подключился к участию в реализации программы «Молодой семье – доступное жилье». И если в первый год ее участниками стали лишь 8 молодых семей работников образования, то в 2005 году – 38, а за истекший период 2006 года – уже 49. Поскольку каждый председатель территориальной организации получил методическую разработку «Как стать участником программы «Молодой семье – доступное жилье», подготовленную специалистами крайкома профсоюза, пропаганда среди молодых учителей и других педагогических работников дала свои результаты. С учетом информации, полученной на семинаре, мы еще активнее будем вести эту работу. В 2007 году на данную программу планируется выделить 330 миллионов рублей, ее участниками станут 1500 семей на условиях погашения 50% стоимости жилья и предоставления на эти цели трехпроцентного ипотечного кредита.
Большой блок вопросов на семинаре был посвящен целевым программам. В ходе реализации 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» краевые органы управления в сфере образования перешли на программно-целевой метод. В нашей отрасли реализуются 8 краевых целевых программ. Многие из них направлены на создание безопасных условий труда работников образования, повышение их профессионального мастерства и квалификации, организацию отдыха и лечения. Приведу лишь несколько примеров.
Финансирование краевой целевой программы «Развитие образования» ежегодно увеличивается в 2 раза. В 2007 году в проекте краевого бюджета на обучение учителей компьютерным технологиям заложены средства в размере 47 миллионов рублей, на оборудование и оснащение учебных кабинетов – 86 миллионов, на премирование педагогов, принимающих участие в региональном конкурсе «Лучший учитель» в рамках национального проекта, но не прошедших на федеральный уровень, – 10 миллионов, каждый из них должен получить грант в размере 50 тысяч рублей.
В соответствии с программой «Дети Кубани» финансируется отдых детей в период каникул, в нынешнем году на эти цели выделено 200 миллионов рублей. Участие профсоюзного актива в организации оздоровительной кампании позволило охватить бесплатным отдыхом за счет данной программы 36798 детей членов нашего профсоюза, что составляет 96% от общего их числа.
В сентябре постановлением главы администрации Краснодарского края была утверждена целевая программа оздоровления работников бюджетной сферы на курортах, и на период 2006 года выделены средства в объеме II млн. рублей.
Участников семинара остро волновали проблемы перехода на нормативно-подушевое финансирование. Разговор на эту тему состоялся как с председателем отраслевого комитета, так и с руководителем Департамента образования и науки края Михаилом Астаповым. Были заданы вопросы по поводу увеличения норматива на одного ученика общеобразовательной школы в связи с переходом с 1 января 2007 года на новую систему оплаты труда. Следует отметить, что данное условие наш профсоюз ставит одним из главных. И если с 1 сентября 2006 года норматив был установлен в следующих размерах:
городские школы – 8680 рублей (год);
сельские школы – 13164 рубля;
малокомплектные школы – 30216 рублей,
то в проекте бюджета 2007 года он составит:
городские школы – 10218 рублей;
сельские школы – 15472 рубля;
малокомплектные – 39472 рубля.
В целом бюджет образования будет увеличен на 4,7 миллиарда рублей.
Конструктивный деловой разговор состоялся в ходе «круглых столов». Тема одного из них – «О состоянии и проблемах развития системы образования и науки Краснодарского края в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ». Остановлюсь на тех актуальных проблемах, которые поднял профсоюз.
С 1 января 2005 года органы местного самоуправления самостоятельно определяли условия и размеры оплаты труда в учреждениях дополнительного и дошкольного образования. Произошло следующее: в Анапе и Тихорецком районе в данных учреждениях был изъят надтарифный фонд. Краевой комитет профсоюза, руководствуясь ст.153 ФЗ №122, которая предусматривает сохранение размеров и условий оплаты труда в 2005 и 2006 гг., потребовал исполнения закона в муниципалитетах, где были допущены нарушения. Большую работу провели председатели территориальных организаций профсоюза, тесно взаимодействуя с муниципальной властью. В результате надтарифный фонд в детских садах и учреждениях дополнительного образования Анапы был восстановлен, а за 6 месяцев его отмены выплачены компенсации. Работники получили по 5-6 тысяч, и зарплата их увеличилась на 20%, в Тихорецком районе надтарифный фонд восстановлен в размере 20,8%. В целом по муниципальным учреждениям дошкольного и дополнительного образования нам удалось добиться повышения надтарифного фонда на 6%.
Сегодня предстоит большая и сложная работа по подготовке нормативной базы для введения новой региональной системы оплаты труда. Мы намерены добиваться того, чтобы до учреждений образования доводился норматив подушевого финансирования, а не помуниципальный норматив, определяемый исходя из фактически сложившихся расходов.
Органам управления образованием, законодательной власти, профсоюзам предстоит принять согласованные решения по финансовому обеспечению перехода на новую систему оплаты труда, не только опираясь на поиск внутренних резервов, но и выделяя дополнительные ресурсы. Департаменту образования и науки края, Комитету по образованию и науке ЗСК, краевой организации профсоюза необходимо доработать методику новой системы оплаты труда, не допуская нарушения норм, установленных Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
Практическая часть семинара прошла в Славянском районе Краснодарского края. Этот район был выбран не случайно, здесь представлены все уровни образования – от дошкольного до высшего. Мы побывали в Славянском государственном педагогическом институте, педагогическом колледже, профессиональном училище, гимназии и детском саду. Везде состоялся заинтересованный обмен опытом, коллеги показали участникам семинара свои достижения и находки в сфере социального партнерства, охраны труда, правовой защиты членов профсоюза.
Однако посещение промышленных предприятий шло по другому сценарию: учились не мы, а руководители и профсоюзный актив предприятий, которым нам пришлось указать на серьезные недостатки в работе по созданию безопасных условий труда.
Не обошлось и без культурной программы. Мы совершили экскурсию по историческим местам Краснодара, посмотрели музыкальный спектакль в театре.
Все семинаристы успешно сдали зачет. На закрытии семинара первый заместитель председателя Законодательного Собрания края торжественно вручил свидетельства о прохождении курсов. В своем выступлении он подчеркнул исключительную важность участия краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки в формировании новой законодательной базы Краснодарского края, в укреплении правового и социального статуса работников отрасли. Все это, как отметил Александр Шустенков, способствует как социально-экономической защите учителей, воспитателей, преподавателей, так и нормальному функционированию краевой системы образования.
Такая оценка нашей работы, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию социального партнерства, системному участию профсоюза в нормотворческой деятельности органов исполнительной и законодательной власти края, что в конечном итоге обеспечит не только сохранение социальных гарантий членов нашего профсоюза, но и повышение их в условиях реформ.
Людмила ЦЕЙ, председатель Краснодарской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии