search
main
0

Зачем ждать 2020 года? Молодые учителя готовы создавать новую школу уже сегодня

​С 25 по 29 апреля в Москве состоялся финал Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2011». Молодые учителя из разных регионов страны, успешно прошедшие первый заочный тур, приехали в столицу, чтобы покорить московских школьников и членов жюри своим обаянием и педагогическим мастерством, а также поделиться новыми идеями и проектами, которые они пытаются реализовать на своем рабочем месте.

Финал конкурса, который в этом году проводился в третий раз, проходил в одном из старейших образовательных учреждений Москвы – гимназии №1520 имени Капцовых, основанной в 1892 году. Гимназия дважды получала президентский грант в рамках национального проекта «Образование». В 2006 году она попала в десятку лучших школ России, а в 2008 году заняла первое место в рейтинге московских школ. Среди выпускников 11-х классов каждый седьмой является медалистом.Конкурс проводился Общероссийским профсоюзом образования, Московским городским педагогическим университетом, Ассоциацией лучших школ, Фондом поддержки российского учительства. В жюри в основном собрались люди, которые уже много лет входят в судейскую бригаду Всероссийского конкурса «Учитель года». От профсоюза в составе жюри работала Ирина Яковлева, ведущий специалист Центрального совета.В этом году «Педагогический дебют» получился очень мужским: из шестнадцати финалистов семь – представители сильного пола, хороший знак для нашего образования. На пресс-конференции, которая открывала конкурс, молодые учителя рассказали о своих первых профессиональных победах: у кого-то даже заправские хулиганы не сбегают с уроков, у кого-то ученица заняла первое место в районном конкурсе, кто-то воспитал призеров и победителей олимпиад. А одна финалистка поделилась признанием своих учеников: «Если вы будете у нас преподавать в 10-м классе, то мы пойдем в десятый».Первым конкурсным испытанием стала презентация педагогического проекта «Моя инициатива в образовании». К сожалению, не все финалисты успели воплотить свои задумки в жизнь – пока их проекты существуют только на бумаге. Но некоторые конкурсанты уже вовсю реализуют свои инициативы на практике, причем, как выяснилось, среди молодых учителей есть настоящие подвижники.Юлия Волкова, учитель русского языка и литературы из Мордовии, ратует за патриотическое воспитание. В своей сельской школе она получает зарплату всего шесть с половиной тысяч рублей. Тем не менее учитель почти сутками пропадает в образовательном учреждении, ведя дополнительные занятия, кружки, восстанавливая школьный музей, занимаясь организацией православного класса.Сергей Баскаков из Санкт-Петербурга представил проект «Старшая профильная школа – вуз – работодатель». Марина Кулишкина, учитель русского языка и литературы из Хакасии, рассказала о сетевом «Содружестве педагогических инициатив», благодаря которому молодые педагоги общаются в Сети, выкладывают в Интернет свои интересные наработки, обмениваются опытом, устраивают слеты. Павел Пархоменко, учитель математики из Нижегородской области, обучает детей интернет-грамотности. Алексей Турчин занимается созданием 3D-лаборатории по математике для школьников, которая способствует развитию пространственного мышления у детей. Оксана Подолянко, учитель начальных классов из Анапы, говорила о здоровьесберегающих технологиях, которые она применяет в учебном процессе. В школе, где она работает, оборудован кабинет со специальными партами-кафедрами – за ними можно не только сидеть, но и стоять. Василий Меркулов, учитель начальной школы из Ульяновска, занимается проектно-исследовательской деятельностью в условиях разновозрастного палаточного лагеря. Он выезжает с учениками на природу и там изучает с ними поведение птиц, местную флору. Евгений Рюмин, учитель младших классов из Омской области, организовал детско-родительский клуб «Мы». На его занятиях родители учеников рассказывают о своих профессиях и увлечениях, учат детей новым навыкам. В клубе проводятся совместные спортивные праздники.Наиболее важным испытанием для конкурсантов было учебное занятие по предмету, за которое можно было получить максимальное количество баллов. 30 минут отводилось на сам урок и 10 минут на самоанализ. Предметы, которые преподают финалисты, охватывают практически всю палитру школьной программы. В состав судейской бригады даже пригласили эксперта по китайскому языку – он присутствовал на уроке Алены Павловой, представительницы Москвы. Алена пока еще студентка, но уже стажировалась в Китае.Одним из самых ярких, по мнению жюри, был урок природоведения во втором классе, который провел Василий Меркулов. Даже директор 1520-й гимназии Ольга Николаевна Овсейчик, наблюдавшая за его работой, отметила, как горели глаза у детей. Учитель с учениками 2-го «Б» делал цветочные часы. Сам Василий Николаевич считает, что ребята ему попались очень умные, талантливые.В конкурсе «Публичное выступление», который завершал программу испытаний, молодые учителя должны были за семь минут раскрыть ту или иную актуальную тему, связанную с образованием, проблемами молодежи и общества в целом.Марина Кулишкина, учитель русского языка и литературы из Хакасии, говорила о социальных проблемах молодых педагогов: «Я работаю в сельской школе, моя зарплата колеблется от 11 до 12 тысяч рублей. Даже в сельской местности на эти деньги прожить нереально. Работаю много, кроме уроков и классного руководства, веду кружок, занимаюсь с надомниками и получаю надбавку как молодой специалист аж 1020 рублей. Молодой педагог загнан в рамки образовательных стандартов, вечных планов, отчетов. И остаются в школе только те, кто не представляет свою жизнь без педагогической деятельности. К тому же сегодня молодой педагог не имеет возможности получить жилье. В Хакасии работает программа развития агропромышленного комплекса, в рамках которой предоставляется жилье молодым специалистам. На мой взгляд, эта программа существует только на бумаге. Скоро будет год, как я подала свои документы, до сих пор нет ответа: ни да, ни нет. Через год я уже не буду считаться молодым специалистом, получу ли я жилье – загадка». По мнению Марины Сергеевны, чтобы поднять престиж профессии учителя, необходимо поддерживать талантливых педагогов, предоставлять им социальные гарантии. А пока учитель вынужден искать подработку, заниматься репетиторством.Александру Наставникову, учителя русского языка и литературы из Иркутской области, волнует проблема формирования нравственных ценностей у молодого поколения: «В России всегда существовала формальная система ценностей, поддерживаемая государством: до революции это были самодержавие и православие, в XX веке – коммунизм, сейчас эта модель утрачена, а новая только находится на стадии формирования. И рефлексирующие молодые люди сами для себя формируют эту модель, что приводит к крайней индивидуализации. С одной стороны, это хорошо, потому что мы получаем самостоятельного молодого человека, способного противостоять жизненным обстоятельствам. Но с другой – индивидуализация ведет к отторжению от политической жизни, общественных процессов, презрительному отношению к людям. Человек по природе своей гуманен, изначально нацелен на добро. Но что видит молодежь? Такие ценности, как любовь, в коммерческом пространстве не работают, а работают потребительское отношение, власть денег, собственная выгода. Сверхзадача молодого учителя – разрешить это противоречие, выстроить систему этих ценностей, ему проще в силу своего возраста и гибкости сознания найти общий язык с учеником».Тему нравственного и патриотического воспитания школьников развивали Залина Шаваева, учитель рисования и технологии из Чечни, и Юлия Волкова, учитель русского языка и литературы из Мордовии. Залина Ахиатовна сделала акцент на том, что Россия – это родина для многих, необходимо понимать свой народ, его культуру и традиции. Юлия Алексеевна считает, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью: «Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами родителей, товарищей по классу, то потом, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества, Отечества. Стратегический исход борьбы за свободное, цивилизованное российское общество должен решаться в школе, в сфере образования, в сфере культуры. Говорят, что безнравственность и необразованность дают дикаря, а образованность и безнравственность – злодея. А мы, учителя, хотим воспитать человека».Василий Меркулов остановился на новой методике оценивания знаний в начальной школе: «Сегодня в 1-2-м классе оценки не ставят. Вслед за тем вводится традиционное отметочное обучение. Нужно связующее звено, чтобы адаптировать младших школьников к оценочной системе». Василий Николаевич создал переходную форму, которая опирается на идею рейтинга: разработал многобалльную шкалу, где определена цена каждого вида деятельности, систему поощрительных и штрафных баллов, а также систему стимуляции познавательной активности школьников и выработки у них объективных самооценочных суждений: «В конце дня мы вместе с ребятами подводим итог, кто сколько баллов набрал. Я понял, что тяжело от обычных похвал перейти к оценкам, дети не понимают, за что их оценивают. С ноября прошлого года мы за каждую работу награждали, а сейчас, ближе к концу учебного года, добавили оценки. Каждую неделю в классе выявляется лидер, которому присваивается переходной кубок. А лидеру учебной четверти мы вручаем сладкий приз».Элла Алибекова, учитель информатики школы №8 города Беслана, рассказала о преимуществах свободного программного обеспечения. Это единственная в Северной Осетии школа, которая благодаря усилиям Эллы Маирбековны перешла на СПО. «Если говорить о стране в целом, то переход на свободное программное обеспечение сократит затраты государственных органов на приобретение лицензионных программ и стимулирует инновационное развитие нашей экономики, – считает Элла Алибекова. – Уверена, что СПО обязательно для госслужащих, так как все формы их работы должны быть открыты для населения. Если мы сегодня не поддержим свободное обеспечение, то будем всю жизнь поддерживать американскую экономику».Элла Маирбековна – выпускница технического вуза – начала осваивать педагогическую профессию два с половиной года назад. Став мамой, она устроилась в школу, чтобы работать только в первой половине дня. Но теперь буквально живет ею и уходить не собирается.На конкурс в Москву Элла приехала не одна, а с директором школы №8 Аллой Хаблиевой, которая в молодом учителе видит большой потенциал: «Это человек, в которого можно вкладывать и получать гораздо больше, чем заложил, а это сейчас очень редко бывает. Мы проделали с ней большую совместную работу на республиканском конкурсе «Педагогический дебют» и вышли в финал.Наша школа построена после теракта 2004 года, ей всего шесть лет. В старом здании первой школы, где произошла трагедия, теперь мемориал, а взамен в Беслане построены два общеобразовательных учреждения – это подарок московского правительства. Мы приложили максимум усилий, чтобы вывести детей из стрессового состояния, провели большую работу по эмоциональной реабилитации учеников и восстановлению их здоровья. Теперь очень многие ребята хотят у нас учиться. И мне хотелось бы, чтобы известность бесланской школы приобрела совершенно новое звучание в стране».Учитель биологии из Новосибирска Петр Демидович затронул один из самых дискуссионных вопросов – проблему полового воспитания в школе: «В школьном курсе биологии теме полового воспитания посвящено всего одно-два занятия в 8-9-х классах. И содержание материала мало отвечает реалиям жизни. Сегодня свыше 30 процентов подростков начинают свою половую жизнь в возрасте 15 лет и раньше. Это связано не только с социальными аспектами, но и с тем, что сейчас сместились временные рамки взросления организма. Если раньше половое созревание наступало в 17-19 лет, то сегодня оно наступает в 14-16 лет. Раннее половое созревание ведет к росту числа беременностей несовершеннолетних. Около 80 процентов таких беременностей завершается абортами. А это дает 70-процентную вероятность того, что эти девушки уже никогда не смогут родить или родить здорового ребенка. Ужас ситуации заключается в том, что наиболее рано созревшие дети – наиболее здоровые люди. И именно их генофонд исключается из генофонда России. Я вижу решение этой проблемы в стопроцентном тотальном половом просвещении. Это не должен быть урок по выбору, он должен быть встроен в план основной программы. Думаю, что базовый курс на эту тему займет не более двух недель, его могут преподавать учителя биологии и приглашенные специалисты-медики».Алексей Турчин, учитель математики из Санкт-Петербурга, предлагает сократить летние каникулы: «Летние каникулы в России одни из самых длинных в мире. И эта продолжительность едва ли идет на пользу ученикам. Родители не могут позволить себе отправить куда-то ребенка на три месяца, и большую часть каникул городские ученики проводят в городе. Если вернуться к учебному году, большинство родителей работают пять дней в неделю, в выходные они могли бы выехать с детьми за город, но те учатся по субботам, а к понедельнику нужно делать уроки. Получается, что в течение года школьники совершают интенсивный марш-бросок, а затем идет долгий отпуск. Если мы сделаем июнь учебным месяцем, то освободим субботы для школьников. Родители смогут чаще видеться с детьми, у них будет время для совместного отдыха в течение года. Когда я провел опрос среди своих учеников о том, нужно ли сокращать летние каникулы за счет прибавления суббот, за это проголосовали 64 процента учащихся».Учитель информатики лицея при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича Сергей Баскаков представил способ сокращения разрыва между школой, наукой и производством: «Любой новой технологии сначала посвящаются статьи, потом диссертации, монографии, и только после этого издаются учебники, которые попадают в школу через 7-10 лет. Информационные технологии за это время уходят далеко вперед. Что же делать? Выход есть, он заключается в том, чтобы перебросить образовательные технологии фирм-разработчиков программно-аппаратных средств в школу. Таким образом, ученик, еще обучаясь в школе, выйдет на рынок труда и будет на нем востребован.Лицей, где преподает Сергей Алексеевич, находится в здании университета телекоммуникаций. Будучи еще студентом этого вуза, Сергей уже подрабатывал в лицее лаборантом: «Руководство страны сегодня приветствует приход молодых специалистов в школы после технических вузов. Но немного обидно, что сегодня они не уравнены в правах с выпускниками педагогических учебных заведений. Например, в подъемных, положенных молодым специалистам-учителям, мне отказали, потому что у меня нет педагогического образования. Мне пришлось пойти на курсы повышения квалификации, я их окончу через два года, но тогда уже не буду считаться молодым специалистом. Мне кажется, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы люди с техническим образованием приходили в образование, а не ущемлять их в правах.Мы в лицее даем среднее образование плюс профессию мастера цифровой обработки информации, на которую ребята сдают квалификационный экзамен. Но примеры такой практики в школьном образовании единичны. Да, инновации – рискованные инвестиции, но мы должны идти на эти затраты для преодоления кризиса в образовании. Этого можно добиться, привлекая в школы новые технологии и профессионалов, которые могут передать свой опыт, работая в качестве тьюторов, или говоря проще, наставников.У нас в стране есть молодые специалисты по физике, математике, литературе, другим предметам, они приехали и на этот конкурс. Мы уже в состоянии создавать новую школу. Но почему-то говорят: давайте подождем до 2020 года, у нас есть проект «Наша новая школа». Проект очень актуален, но, наблюдая за тем, как долго проводятся и подписываются все регламенты и документы, конкретных действий по созданию новой школы мы не видим. В новом стандарте для старшей школы предусмотрен «Индивидуальный проект», но его введут к 2020 году. Это будет слишком поздно, мы опять откатимся на несколько лет назад. Много лет говорят о том, что нужно создавать цепочку «школа – колледж – вуз – работодатель», но создать ее крайне трудно. Например, вузы в большинстве – федеральные, а школы – региональные, у них разное финансирование. Выход есть, у ребят на этом конкурсе было много интересных докладов, этот материал нужно внедрять уже сегодня».На церемонии награждения победителей «Педагогического дебюта» председатель жюри, президент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Михайлович Никитин заметил: «Ваша молодость – это здорово! Хорошо, что не только пенсионеры работают в образовании, но и такая молодежь. И парней в этом году много. Что греха таить, мужиков в образовании маловато. А на конкурсе молодые люди заявили о себе по-мужски, уверенно. Так держать, ребята!»Всем 16 финалистам было присвоено звание лауреата конкурса «Педагогический дебют», вручены медали и дипломы. В пятерку победителей в этом году вошли Сергей Алексеевич Баскаков и Алексей Павлович Турчин из Санкт-Петербурга, Марина Сергеевна Кулишкина из Республики Хакасия, Василий Николаевич Меркулов из Ульяновска, Элла Маирбековна Алибекова из Северной Осетии – Алании. Отмечу, что у двух победителей – Эллы Алибековой и Сергея Баскакова – нет педагогического образования, а значит, не только профессиональные педагоги могут хорошо работать в школе.В день вручения наград заведующий отделом по связям с общественностью Центрального совета профсоюза Михаил Авдеенко и его заместитель Елена Елшина рассказали финалистам о работе профсоюза с молодежью и деятельности пенсионного фонда «Образование и наука». Михаил Авдеенко вручил пятерке победителей видеокамеры от Фонда поддержки российского учительства. А от профсоюза каждый участник финала получил жесткий диск с большим объемом памяти. Специальным призом была отмечена Оксана Подолянко: исполнительный директор Ассоциации лучших школ Ирина Боровикова вручила его Оксане Валерьевне за применение в работе здоровьесберегающих технологий.Участники финала собираются поддерживать отношения друг с другом, организаторами конкурса и членами жюри. Возможно, скоро появятся сайты и группы в социальных сетях Интернета, где они будут обмениваться интересными педагогическими идеями и находками. Конечно, новая школа невозможна без учителей нового поколения, чувствующих сегодняшнее время, современную молодежь. Если в школы не придут молодые учителя, если их инновационные идеи не будут внедряться, новая школа не состоится. Но молодому учителю часто непонятно, в какие двери стучаться, чтобы быть услышанным. Профсоюз образования готов прийти ему на помощь, готов поддерживать создание всевозможных объединений молодых педагогов и содействовать продвижению интересных проектов. Конкурс «Педагогический дебют» – еще одно тому подтверждение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте