Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Родом из детства

Зачем учить уроки?

Маленький эксперимент для поиска ответа на «вечный» вопрос
УГ - Москва, №46 от 12 ноября 2019. Читать номер
Автор:
Зачем учить уроки? Такой вопрос часто задают себе и родители, и дети, и учителя. Вопрос простой. И ответ, как это кажется, тоже абсолютно прост. Попробуем еще раз осмыслить эту тему. Проведем эксперимент.

Оборудование: ручки, листы (по количеству участников).
– Давайте проведем небольшой эксперимент. Я читаю небольшой текст, вы внимательно слушаете.
Мы в выходной день отправились с ребенком в «Детский мир». Там было много игрушек: медвежата, куклы, зайцы, клоуны, смешарики, машинки, конструктор, посудка. На верхней полке лежал большой яркий красивый мяч. Мы брали в руки разные игрушки, разглядывали их. Остановили свой выбор на веселом клоуне.
Задание: запишите игрушки, перечисленные в тексте.
Сколько предметов у вас получилось? (правильный ответ – 9).
– Наш пример хорошо иллюстрирует процесс воприятия и запоминания новой информации. Есть человек, который сообщает что-то, и человек, который это слушает. Продолжим наш эксперимент.
(Участникам раздаются листочки с таблицей.)

Задание: в своей табличке проставьте в процентном соотношении ваше мнение. Можно написать «вилку» (от такого-то значения до такого-то).
На выполнение задания 2 минуты. Выясняем, какие результаты получились.
После обсуждения:

– По подсчетам ученых-психологов эти цифры таковы:

Как мы видим, из всей первоначальной информации запоминается не так много. Поэтому, изучая новую тему в школе, на любых занятиях в кружках, педагоги с детьми ее изучают, разбирают, закрепляют, выполняя различные упражнения.
Как проходит процесс обучения в школе?
Сначала учитель объявляет тему урока, затем детально объясняет новый материал, потом происходит закрепление пройденного на уроке в классе, домашнее задание, еще (в зависимости от сложности темы) закрепляются знания на следующих уроках.
А если будем проговаривать то, что было в школе, закреплять это дома, то процесс усвоения информации будет более высоким и полезным.
Итак, казалось бы, все ясно! С вопросом ЗАЧЕМ мы разобрались. Уроки – учить!
Но мы задаемся вечным вопросом – быть или не быть (в нашем случае – ЗАДАВАТЬ или НЕ ЗАДАВАТЬ учить уроки на дом)? На этот вопрос учитель может ответить себе сам каждый урок. Все зависит от темы, от интенсивности, от того, этого… Как чтение художественного произведения (например, «Евгений Онегин») осилить в классе? Не получится без самого прочтения. Поэтому однозначного ответа на вопрос задавать или не задавать домашнее задание никто не даст.

Марина ДЕДЛОВСКАЯ,
учитель начальных классов школы №2051, кандидат педагогических наук


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt