search
main
0

Зачем платить, если не заказываешь музыку? К выполнению госзаказа готовы

Создание в Москве вместо двухсот учреждений начального и среднего профессионального образования 62 колледжей вызвало в стране состояние, близкое к шоку. Поражала та смелость, с которой столица пошла на этот весьма непростой шаг. Сделано это было, во-первых, чтобы поднять профессиональную подготовку молодежи на более высокий уровень и сделать ее более качественной, во-вторых, изменить отношение работодателей к работе профобразования. Игра, как говорится, стоила свеч, поскольку в столице заказчики кадров уже оказывают содействие колледжам, а те стараются удовлетворять их потребности в специалистах. Переход на госзаказ по подготовке кадров уже оформлен и законодательно в законе «О развитии начального и среднего профессионального образования в Москве». Накануне нового учебного года уже можно подвести некоторые итоги и наметить планы на будущее.

Анализ показывает: на одного рабочего – выпускника системы начального профессионального образования в России готовится два «начальника» – выпускники системы среднего и высшего образования. Ну прямо по Салтыкову-Щедрину, у которого один солдат кормил двух генералов.

В течение последних лет профессиональная школа России находится в самодовольном состоянии от поражающих воображение объемов выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием, выводящим ее по этому показателю в мировые лидеры. Их число за 10 лет возросло втрое, а экономика страны даже не вздрогнула от столь бурного роста национального интеллекта. Перепроизводство ненужных специалистов привело к фактическому отрыву системы профессионального образования от экономики. По официальным данным, уровень трудоустройства по полученной специальности составляет всего 50%, а по независимым оценкам (ОЭСР), – 18 процентов.

В то же время практически утрачен национальный потенциал рабочих кадров. Доля рабочих высшей квалификации (15%) вдвое меньше, чем была раньше, и втрое, чем имеют развитые страны. 80% вакансий в экономике постоянно приходится на рабочие должности.

Понятно, что государственный заказ следует осуществлять по принципу не кнута, а пряника. В его методологической основе должно лежать экономическое поощрение тех, кто перестал рассматривать бюджетное финансирование только как фонд зарплаты, а использует его по назначению – как фонд подготовки нужных экономике кадров.

Однако вопреки правилам наше государство платит деньги, но не заказывает музыку. Вместо перехода к эффективным формам экономического управления и строгого спроса за каждый полученный рубль оно превратило систему профессионального образования в огромную реанимационную палату, финансируемую из бюджета. Госзаказ как раз и призван сегодня стать формой ответственности государства за эффективное использование бюджета на образование.

Российский работодатель еще не осознал, что приходящий к нему квалифицированный работник – это не подарок безгранично щедрого государства и что привычная по прежним временам формула «я уплатил налог и требую направить мне специалиста» уже не работает. В отличие от прежних времен выпускник стал свободным объектом труда, имеющим право на выбор своего жизненного пути. Вслед за созданным в России экономическим рынком нужно создать рынок труда выпускников, на котором работодатели оценивали бы их качество и торговались за лучших из них. Такие «торги» станут выпускной оценкой налогоплательщика (работодателя) эффективности действий налогораспорядителя (государства) и обеспечивать согласованность их действий.

Ключевая идея госзаказа – замена на всех этапах организации профессионального образования административных форм управления на экономические. Для ее реализации требуется построить и внедрить систему новых принципов. В качестве таковых могут быть предложены:

– отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда;

– введение повышенного норматива финансирования для победителей конкурса на получение заказа;

– подготовка рабочих повышенного уровня образования и квалификации;

– ускоренные сроки получения среднего профессионального образования на базе начального;

– переход к договорным формам трудоустройства: выпускник – работодатель – УПО;

– определение ежегодного рейтинга учреждений профессионального образования (далее – УПО) с учетом исполнения госзаказа.

Госзаказ предполагает ежегодный мониторинг рынка труда и определение дефицита рабочих кадров. Он должен не повторять ежегодных контрольных цифр приема, а охватывать наиболее востребованные и перспективные профессии. Убежден, объем заказа может быть ограничен 50% обучаемого контингента, имея в ввиду сохранение права УПО на введение дополнительных профессий.

Заказчиком кадров выступает бюджетодатель, который заключает государственный контракт с УПО – победителем открытого конкурса. Стимулирование участников госзаказа предлагается осуществлять путем введения повышенного норматива финансирования (ПНФ). В отличие от норматива подушевого финансирования он не должен быть постоянной величиной, связанной только с набранным контингентом учащихся, а учитывать качество подготовки, отсев обучаемых и трудоустройство выпускников.

ПНФ формируется в рамках общего образовательного бюджета, рассчитывается исходя из 50% подушевого норматива и реализуется по системе показателей, учитывающих экономическую оценку основных этапов исполнения госзаказа. Они включают дополнительную оплату за учащихся, поступивших на обучение по договорам, за сохранность контингента (по итогам каждого полугодия), за выпускников повышенного уровня квалификации, за трудоустройство по полученной профессии.

Повышенное финансирование участников заказа позволит создать ресурсный потенциал УПО для введения новых профессий, повышения качества подготовки кадров. В конечном счете это исправит сложившееся сегодня положение, когда половина отпущенного для организации профессионального образования государственного бюджета расходуется на подготовку кадров, не востребуемых рынком труда. Его больше нельзя будет стыдливо замалчивать, а вечно обсуждаемую проблему дефицита образовательного бюджета придется дополнить проблемой эффективности его использования.

Следующим принципом является переход на подготовку рабочих повышенного уровня квалификации. Работодатель больше не воспринимает выпускников НПО с третьим квалификационным разрядом – наших профессиональных «троечников». Улучшить качество подготовки можно путем интеграции начального и среднего профессионального образования. Нельзя больше искусственно тормозить эту тенденцию. Работодатели прямо заявляют о том, что не видят различия между выпускниками начального и среднего профессионального образования. Да и Министерство образования и науки РФ наконец признало, что «жизнь исчерпала первоначальное значение названных ступеней профессионального образования и поставила перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности». Увы, это сказано лишь в мае 2006 г., спустя два года как Москва уже создала из них единый тип учреждений – колледжи.

Можно прогнозировать, что колледжи на ближайшее время сохранятся как двухуровневые учреждения. Это связано с тем, что российская экономика еще не достигла постиндустриальной стадии, а значит, ей нужны не только «синие», но и, если можно так сказать, «черные» воротнички. Они готовятся на первом уровне колледжей. «Синий» воротничок – это второй уровень колледжа, уровень высококвалифицированного рабочего со средним профессиональным образованием. По сути, здесь может быть повторен опыт двухуровневой подготовки по ступеням бакалавр-магистр в системе высшего образования.

Госзаказ целесообразно распространять прежде всего на второй уровень, чтобы создать стимулы для постепенного перехода к массовой подготовке высококвалифицированных рабочих со средним профессиональным образованием. Как показывает проведенный нашим институтом анализ, за счет интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, устранения дублирующего и излишнего учебного материала программы среднего профессионального образования могут быть сокращены от 6 месяцев до одного учебного года. Но важно подчеркнуть, что стратегическая цель состоит не в сокращении сроков обучения, а в повышении качества подготовки кадров.

По нашим расчетам, сегодня имеется возможность интеграции примерно половины профессий НПО и специальностей СПО в единые, высокотехнологичные рабочие профессии. В более отдаленной перспективе можно прогнозировать полное слияние НПО и СПО в единый базовый уровень профессионального образования по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Госзаказ должен контролировать и итоговый показатель – трудоустройство выпускников. Иногда можно услышать возражение, что это не функция образовательного учреждения. Полезно заметить, что в новом законе Москвы о профессиональном образовании появилось требование «содействия трудоустройству выпускников». И это правильно. Врача никогда не хвалят за лечение, если пациент умер. Почему же мы гордимся качественным учебным процессом, если выпускник ушел в «никуда», если он «умер» для своей профессии?

Следует сделать традицией, такой же обязательной, как выпускной бал, проведение в середине года «Ярмарок выпускников» (не путать с ярмарками вакансий). Здесь колледжи могли бы презентовать свои выпуски, а работодатели устроить «торги» по привлечению выпускников на свои предприятия, предлагая условия их трудоустройства (должность, уровень зарплаты, социальный пакет, кредиты молодым семьям и т.д.). Конкурс таких предложений работодателей создал бы реальную конкуренцию на рынке труда выпускников. Для этого необходима разработка договорно-правовых механизмов, прямое включение работодателей в процесс трудоустройства выпускников.

Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Леонтьев сравнивал движение общества с морской яхтой и при этом утверждал, что для устойчивого развития общества нужен ветер, – это заинтересованность, и нужен руль – это государственное регулирование. Продолжая мысль Леонтьева, можно утверждать, что «ветром» для парусов профессионального образования должна стать научно обоснованная нормативная база, а «рулем» – государственный заказ на подготовку кадров. Чтобы корабль шел верным курсом и под хорошую музыку.

Игорь СМИРНОВ, директор НИИ развития профессионального образования Департамента образования Москвы, член-корреспондент РАО

Мнение

Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования:

– В Москве, как известно, были созданы пять Советов по профессиональному образованию. Основной – городской – возглавляет первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова, четыре городских отраслевых совета – министры правительства Москвы: во главе строительного Ресин, по машиностроению и металлообработке Пантелеев, по торговле и сфере услуг Малышков, по малому бизнесу и предпринимательству Вышегородцев. Понятно, что этими советами все направления не охватишь, поэтому есть еще и программы отраслевых комплексов для подготовки специалистов для всех отраслей хозяйства. Благодаря решению одного из советов, который возглавляет Владимир Иосифович Ресин, мы сейчас закрепили за каждым учебным заведением строительного профиля по три-четыре строительных предприятия, и они уже реально помогают нашим учебным заведениям в укреплении материальной базы. Более того, производственники выделяют на поддержку колледжей целевые деньги. Мы стремимся сделать систему профобразования открытой, чувствуя особую искреннюю заинтересованность отраслей в нашей работе, видя, как наши партнеры ищут механизмы для оказания помощи учебным заведениям профобразования. Теперь все департаменты включают в свои планы приобретение оборудования для учебных заведений профессионального образования, мы уверены, что учебно-производственная база скоро будет на уровне и произойдет рост качества и количества подготавливаемых специалистов. Раньше мы уговаривали партнеров: вам нужны наши кадры, а они вяло соглашались, теперь они в буквальном смысле нам покоя не дают, потому что заинтересованы в сотрудничестве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте