search
main
0

Зачем платить чужому дяде? Информационно-коммуникационное пространство можно организовать с умом

На Тамбовщине в области информационно-коммуникационных технологий успешно работают классический, аграрный и технический университеты, но на особом счету ТГТУ – более десяти лет он является признанным лидером компьютеризации регионального образования, в 1999 году группе его сотрудников присуждены премии Правительства РФ. Кстати сказать, на базе университета был организован первый среди российских вузов Региональный центр информатизации.

О том, что в этом регионе Черноземья уделяют повышенное внимание развитию новых технологий в области образования, говорят и последние достижения тамбовчан: победы в конкурсе федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и в конкурсе «Организация работ по подключению школ Центрального федерального округа к сети интернет». Следует также отметить, что методическое и информационное обеспечение учебного процесса, разработанное специалистами Тамбовского РЦ ФИО, удостоено диплома ВВЦ на Пятой выставке-ярмарке «Современная образовательная среда-2003».

По словам директора Тамбовского РЦ ФИО Владимира Подольского, развитие телекоммуникационных средств и постепенный перевод информационных ресурсов в электронную форму позволяют широко использовать в ТГТУ дистанционный доступ к научно-образовательной информации, чему способствует университетская образовательная сеть TSTUnet, имеющая доступ в интернет, и межсетевые соглашения с российскими образовательными сетями Runet и Relcom. Все это стало возможным благодаря построению высокоскоростной волоконно-оптической сети, которая является частью ядра телекоммуникационной инфраструктуры распределенного ресурсного центра (РРЦ) регионов Центрального федерального округа.

Работа по подготовке учителей-предметников по использованию информационных технологий в Тамбовской области ведется уже более десяти лет. С момента открытия РЦ ФИО в 2001 году более 2600 тамбовских учителей прошли компьютерную подготовку. В рамках модернизации системы образования и введения информатики в начальной школе разработана программа подготовки педагогов по этому предмету.

В одной из аудиторий мне продемонстрировали электронные с доступом в интернет картографические атласы (а также их печатный вариант) образовательных ресурсов Тамбовской области и результаты выполнения программы модернизации образования. Эта работа направлена на создание комплексного подхода к улучшению системы образования в сельской местности. Атласы дают информацию о нынешнем демографическом положении на селе, состоянии школ и изменении их к 2008 году. Карты показывают не только статистику, но и величину реструктуризации сельских школ.

Действительно, тамбовчанам есть чем похвалиться, им могли бы позавидовать многие не столь «продвинутые» регионы, но жизнь не стоит на месте и требует дальнейшего совершенствования ИКТ. Еще одним шагом в развитии информационного образовательного пространства в Тамбовской области стало открытие первых межрайонных ресурсных центров (МРЦ) единой образовательной информационной среды. С какой же целью они создаются и какие проблемы должны решить?

– Создание межрайонных ресурсных центров – совместная работа отдела народного образования, педагогических коллективов, сотрудников Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования и специалистов нашего вуза, – рассказывает ректор ТГТУ Сергей Мищенко. – Мы, технари, создаем базу, которая помогает воплотить в жизнь идеи учителей, и прекрасно понимаем: для того чтобы получить хорошего студента, необходимо начать его подготовку еще задолго до поступления в вуз. Таким образом, решая вопросы информатизации сельских школ, мы создаем мощную платформу для своих будущих студентов и ребят, поступающих в другие высшие учебные заведения. Техника развивается, и мы понимаем, что нужен системный подход в компьютерной подготовке от детского сада до университета и далее. Мы соединили корпуса ТГТУ мощной оптоволоконной линией, на которой будет расширяться база для подключения школ и других образовательных учреждений.

В Тамбовской области создана радиомодемная среда, позволяющая сельской школе на расстоянии нескольких десятков километров работать в интерактивной связи, решается вопрос установления спутниковых антенн во всех общеобразовательных учреждениях. Сегодня можно без преувеличения сказать, что ТГТУ является полигоном для активной работы в области внедрений информационно-коммуникационных технологий.

– Поскольку в программу развития единой информационной образовательной среды Тамбовской области заложены значительные финансовые средства, то управление образования объявило конкурс на проекты по созданию межрайонных ресурсных центров, – говорит ректор Тамбовского областного ИПКРО Галина Шешерина. – В итоге были представлены 14 проектов, из которых пять признаны победителями. Межрайонные ресурсные центры созданы в Уваровском, Рассказовском, Кирсановском, Жердевском районах и в Котовске. Цель создания МРЦ – объединение информационных ресурсов. К сожалению, в каждом районе такой центр мы создать не можем, для этого просто-напросто нет средств. Создание центров необходимо для того, чтобы как можно полнее охватить территорию области, присоединить близлежащие школы и отделы образования и вести работу по информационному обеспечению образовательного процесса. По большому счету все только начинается. На первом этапе центрам предоставлено по 8-9 компьютеров. Если оборудование закупалось на средства из областного бюджета, то сотрудников, работающих в МРЦ, обеспечивают муниципальные власти. Кроме этого, нужно было предусмотреть и то, чтобы в центрах могли заниматься дистанционным образованием и работать с базой данных.

Межрайонные ресурсные центры могут действовать не только на базе школ, но и в стенах районного методического кабинета или на базе муниципального отдела управления образования. Например, в Уварово МРЦ работает на базе лицея. Вместе с тем перед ресурсными центрами ставится и ряд других задач, в том числе образовательные, информационно-аналитические, задачи по обработке информации. В ближайшее время в Тамбовской области будет рассматриваться вопрос обеспечения системы мониторинга. На базе ресурсных центров предполагается развитие дистанционного образования, уже есть договоренность с Кирсановским МРЦ, где будет опробована подготовка по курсу менеджмент в образовании.

– К открытию межрайонных ресурсных центров мы шли давно, – рассказывает начальник областного управления образования Наталья Астафьева. – Жизнь не стоит на месте и требует создания информационно-образовательных ресурсов, их трансляции. Мы также нацелены и на самые актуальные проблемы – обеспечение профильного обучения и предпрофильной подготовки, особенно элективных курсов, которые не предлагаются нам свыше, а зависят от местных условий. Конечно же, большое внимание будет уделено подготовке к проведению единого государственного экзамена и обработке его результатов. Нельзя не учитывать и человеческий фактор – учителя нуждаются в постоянных консультациях, для них очень важна передача своего опыта.

Последние три года администрация Тамбовской области вопросам образования уделяет повышенное внимание. В 2004 году на проект «Подключение школ к сети «интернет» из федерального и регионального бюджетов выделено 12 миллионов рублей. На этот год существует еще два контракта. Один из них уже заключен (на 10 миллионов рублей) и направлен на компьютеризацию школьных библиотек, еще шесть миллионов пойдут на дальнейшую компьютеризацию сельских школ. В этом году по программе РЕОИС в Тамбовской области намечен широкий план мероприятий. Прежде всего это подключение 116 городских и поселковых и 525 сельских школ к глобальной сети «интернет», создание еще семи районных ресурсных центров и центра обработки информации результатов ЕГЭ. Также предстоит разработать учебно-методические комплексы дистанционных курсов, обеспечивающих процесс обучения педагогов и директоров сельских школ в области информационных технологий.

На Тамбовщине действительно добились больших успехов. В системе образования действует совет по информатизации, где решаются глобальные вопросы и объединяются все административные структуры. Но нельзя сказать, что все идет как по накатанной. Проблем хватает. К сожалению, еще не налажена система подготовки специалистов в области информационных технологий, которые проходят через вузы. Еще Наталью Георгиевну и ее коллег волнует проблема нехватки кадров. Специалистов по компьютерным технологиям готовят для системы образования, а они уходят работать в другую сферу. Требует усовершенствования инфраструктура. Если в жизнь входят новые технологии, значит, нужно создавать научно-методические центры, которые могли бы разрабатывать продукцию на компьютерной основе, осуществлять маркетинг. На закупку оборудования и обучение специалистов тратятся большие средства, но получается так, что система образования в первую очередь обеспечивает не свои нужды, а отдает деньги какому-то «дяде».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте