В современных российских школах многие старшеклассники выбирают профильные направления для обучения. Среди них – психолого-педагогические классы. Как определить предрасположенность ребенка к педагогике, его способности к этой профессии – об этом рассказала член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Елена Казакова.
Российская система образования сегодня решает амбициозную задачу создания профильных психолого-педагогических классов – 5 тысяч таких классов должны быть открыты в ближайшее время в разных регионах страны. Такое движение очень значимо, потому что хорошая мода на педагогику сегодня важна. При этом встает ряд вопросов, на которые российская наука обязана дать ответы, чтобы сделать эту работу качественно. О них Елена Ивановна Казакова рассказала на странице Российской академии образования в социальной сети.
Первый: в конце 20 века педагогические классы уже работали, но они сошли на нет в 90-е годы – почему это произошло? Если не ответить на этот вопрос, существует опасность повторить тот же опыт, и классы также быстро окажутся невостребованными либо неэффективными. Второй вопрос: какие ребята должны поступать в педагогические классы? Есть расхожее представление, что биологу важно любить растения и животных, инженеру должны нравиться механизмы. Обязательная любовь учителя к детям – тривиальный ответ. Как отмечает эксперт, любой здравомыслящий взрослый обычно любит детей. Так возникает третий вопрос: как выявить педагогическую одаренность? Как она себя проявляет в ребенке и в каком возрасте? Есть мнение, что в 10 классе убеждать и вдохновлять на подвиги в области естествознания или лингвистики уже поздновато, надо смотреть на то, как учится школьник в 5–8 классах и принимать осознанное решение.
Важным вопросом является также принципы организации педагогического класса. В Академии просвещения подготовлена общероссийская концепция, в которой учтены мнения специалистов 35 регионов страны. В ней описаны несколько вариантов моделей психолого-педагогического класса.
Проявление педагогической одаренности
Елена Казакова привела два примера из практики. В период ее работы директором школы в коллективе один учитель не умел нырять, но обещал обязательно научить нырять школьников – по инструкции. Мальчишки действительно научились нырять – поэтому опровергать или утверждать, что не умеющий нырять человек может этому научить других, эксперт не берется.
Однако она предложила в качестве второго примера свой личный опыт. На протяжении многих лет педагог преподавала математику. Елене Ивановне нравится вести этот предмет в старших классах, где ребята не склонны к точной науке, ей хочется «подружить» школьников с математикой. При этом учителю не нравится вести математику в 5 классе – вроде бы, в этом возрасте дети еще радостно воспринимают мир. Но педагог уверена, что является плохим преподавателем для пятиклашек – она не воспринимает трудностей, которые они испытывают, у нее нет сочувствия и эмпатии в этом. Она уверена: как только не появляется такого сочувствия, возможности испытать то, что испытывает ученик, исчезает возможность помочь. С 10 и 11 классом она может делиться своими способами разрешать трудности, своими хитростями.
Исходя из данных практических примеров, учитель поделилась гипотезой. В современном непредсказуемом мире на первый план выходит способность человека к самообучению, умение перестраиваться, проявлять гибкость, находить различные пути решения той или иной задачи. Она полагает: главное, что должен любить учитель, – это любить учиться. Ему самому должен нравиться процесс познания. Тогда своим удовольствием и радостью от познания он сможет поделиться с учениками.
Удовольствие от познавательной деятельности – отличительная черта современного учителя. При поиске абитуриентов для педагогического класса стоит искать ребят, которым нравится отвечать на вопросы, связанные с культурой познания: «Что я понимаю, а что не понимаю?», «Как этот вопрос можно объяснить лучше?». Если человеку нравится рефлексировать по поводу познавательного процесса, то возможно, он будет мотивирован к освоению профессии педагога.
О сложности профессии педагога
Профессия педагога непростая: много информации приходится держать в голове, точно понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Нужно знать предмет, как построен мыслительный процесс, как работают механизмы восприятия информации, запоминание, внимание и мышление. Учитель организовывает совместную деятельность группы, так что приходится быть специалистом по личностному потенциалу, эмоциональному интеллекту.
Стоит иметь в виду и количество документации, которая сопровождает работу учителя – программы и стандарты, различные формы отчетности, освоение цифровой реальности. Чтобы освоить эту непростую профессию, ее нужно любить. Мотивированный труд всегда эффективнее. Преодоление трудностей будет приносить радость и вести к ощущению достигнутого. Поэтому для педагогических классов необходимо искать детей, которые потенциально могут испытывать радость от того, что сами познают мир и создают условия, в которых это могут делать другие люди.
Кто должен преподавать в педагогическом классе
Важно, кто именно будет преподавать в педагогическом классе. Это должны делать педагоги, которым самим нравится своя профессия. Однажды был проведен эксперимент: на курсах повышения квалификации коллегам задали вопрос, любят ли они учиться. Большинство участников пытались заменить его вопросом «Любите ли вы учить?». Однако важно понимать, любит ли учитель учиться сам, уделяет ли он свободное время для этого. Многие отвечают, что у них вообще нет свободного времени. В итоге выясняется, что небольшой процент учителей любят учиться.
Кроме того, педагогов попросили назвать наиболее интересные формы организации урока, которые они чаще всего выбирают. Лишь 27% опрошенных назвали конкретные формы и методы. Это, с точки зрения Елены Ивановны, тревожно. Она убеждена, что человек, который не любит читать, не сможет вырастить читателя. Математик, которому неинтересно решить еще нерешенную задачу, не сможет заниматься математикой.
Как должен быть организован педагогический класс
Можно назвать две модели организации обучения в педагогическом классе. В одной все предметы ведутся по профилям отдельно. Ребята изучают математику, географию, литературу – каждый углубленно постигает свой предмет, преподавать который он планирует в будущем. Они сходятся все вместе на уроки основ психологии и педагогики. По окончании школы поступают в педвуз по своим направлениям.
Во второй модели весь класс все школьные предметы изучает одинаково. При этом возникает вопрос: должно ли преподавание общих предметов в этом классе отличаться от других классов? Очень сложно обучать предмету и одновременно методике его преподавания. Однако вопрос организации обучения в педагогическом классе требует точного ответа.
Когда учитель входит в профессию, он воплощает не то, что услышал на лекциях, а тот опыт, который сформировался за долгие годы получения образования. Если человек 11 лет учился во фронтальной системе, исключительно в репродуктивной модели, то впоследствии он будет стараться повторить тот же опыт, он устойчив – «меня так учили, и я так учу». Иногда передаются ошибочные технологии, не осваиваются новые перспективные методы. Это большая проблема. Возможно, те два года, которые даются для педагогических классов – это то время, которое нужно использовать, чтобы перестроить способ организации собственного образования. Если решить воспользоваться этим временем эффективно, то вся команда учителей, которые работают в этом классе, должны договориться о важнейших ценностях.
Сегодня существуют такие ценностные тенденции, которые стоит поддержать. Среди них, например, – тенденция совместности. Ранее делали серьезный крен в сторону индивидуализма. Действительно, каждый должен состояться как личность, раскрыть свою уникальность. Однако важно понимать, что личностью становятся в сообществе. Так, сегодня совместная ответственность за планету может спасти ее от катастрофы. Культура совместности является культурой совместного производства. Сплоченные коллективы необходимы так же, как личности, которые умеют развиваться.
Другая тенденция – помощь и волонтерство. Эта ценность должна состояться в педагогических классах. Для таких классов важен развитый эмоциональный интеллект, умение сопереживать и вместе проживать эмоции. Процесс образования нужно организовывать как деятельность, поэтому важен деятельностный подход. Важны благополучие, доверие, дружелюбие. Когда человек понимает, что мир доверяет ему, а он доверяет миру, где к человеку много уважения и требований, он лучше развивается. Эти ценности очень тесно связаны с академическими результатами.
Комментарии