search
main
0

Зачем нужны перемены? В Саратовском институте развития образования умеют работать на опережение

Саратовскому областному институту развития образования без малого 90 лет. Несмотря на почтенный возраст, это современная, динамично развивающаяся организация, оперативно реагирующая на многочисленные вызовы, а порой и предвосхищающая их. Движение на опережение – главный принцип работы ректора института Ирины ИЛЬКОВСКОЙ. И сегодня мы беседуем с ней о том, как региональным ИРО не отстать от федерального локомотива образовательных реформ.

– Ирина Михайловна, нередко институты, схожие с вашим по целям и задачам, решают в регионах две проблемы – образовательного и организационно-методического сопровождения. Вы добавили еще два направления – научно-инновационное и информатизации регионального образования. Что еще изменилось в институте за последнее время? – Во-первых, в 2014 году мы поменяли название – из Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования превратились в Саратовский областной институт развития образования. Казалось бы, формальность, но именно это позволило переориентироваться на решение самых острых проблем регионального образования, как того требуют новые тенденции государственной политики. Тем не менее я бы не стала слишком строго делить нашу работу на «до» и «после»: в разные годы мы решали различные задачи, и всегда выбирали их осмысленно. Судите сами. В 2012-м основным направлением стала подготовка руководителей общеобразовательных организаций и учителей-предметников к работе в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. В 2013-м мы занимались той же работой, но уже с акцентом на новые стандарты начального образования. Все это для того, чтобы в 2015-м начальная школа и пятые классы в штатном режиме начали работать по новым ФГОС. В 2014 году федеральное финансирование проекта «Модернизация региональных систем общего образования» завершилось, но число педагогов, которые у нас обучались, практически не сократилось. В следующем году мы начали подготовку к переходу системы образования на утвержденные профессиональные стандарты педагогических работников различных специальностей. В минувшем году приоритетной стала задача повышения качества общего образования и достижение более высоких результатов обучающихся по итогам ГИА и ЕГЭ. Мы организовали персонифицированное повышение квалификации для учителей-аутсайдеров, чьи ученики не преодолели минимальный порог при сдаче ЕГЭ-2015, начали работать со школами, показывающими низкие образовательные результаты. И стоит отметить, что по итогам ЕГЭ-2016 результаты наших выпускников улучшились по 9 предметам.Как видите, мы делаем все то же, что и наши коллеги в других регионах, ведь никто не хочет безнадежно отстать от поезда. Мы сами этого никогда не боялись и не боимся, потому что чаще всего работаем на опережение.- Как мы уже определили, одно из ваших новых и теперь приоритетных направлений работы – координация и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций. Расскажите об этом несколько подробнее…- В первую очередь мы анализируем все, что происходит в региональной системе образования – чтобы понять, какие у нас есть проблемы и перспективы. Это необходимо, особенно когда речь идет о проведении научных и научно-методических мероприятий, ведь здесь очень важно определить, что нужно учащимся и педагогам: какой формат, какая площадка для обмена мнениями и опытом. И, судя по тому, что из года в год число участников наших проектов растет, мы выбрали правильный путь. В минувшем году нам удалось собрать на конференциях и конкурсах более 4 тысяч учителей и более 20 тысяч школьников и студентов из Саратовской области. Среди традиционных мероприятий, ежегодно проводимых институтом, – региональный тур Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, региональный тур Всероссийской интеллектуальной олимпиады для младших школьников «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности». В 2016 году мы провели окружной этап первой Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа. Это мероприятие нацелено на выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, на развитие интереса к исследовательской деятельности. Работаем мы и на межрегиональном уровне. Среди наиболее значимых мероприятий здесь – «Ученик года», Мартыновские и Пушкинские чтения, конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», конкурс детского творчества «Возраст делу не помеха!», научно-практическая конференция для школьников «Открытие», научно-практическая конференция «Духовность и современность», Межрегиональная школа диалога культур «МОСТ» и многое другое. – Еще один приоритет для института – развитие регионального образовательного информационного пространства. Почему именно ИРО должен отвечать за эту сферу? – Ну а кому, как не институту развития образования, быть в авангарде новых технологий? Именно при нашем активном участии были успешно реализованы мероприятия областной целевой программы «Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы», программы Intel «Обучение для будущего». В результате дистанционные образовательные технологии прочно внедрились в учебный процесс образовательных организаций области. Сегодня треть наших педагогов ведут обучение с применением этих технологий. Конечно, кого-то технологии уже утомили, а кто-то еще так и не понял, зачем они на занятии, и даже запрещает пользоваться смартфонами… Но ведь так нельзя! Технологии – это прежде всего большой шаг к повышению доступности качественного современного образования. В нашем институте это хорошо понимают, поэтому на наших серверах развернуты системы дистанционного обучения Moodle и сервис ВикиВики, которые открыты для всех участников образовательного процесса. У каждого педагога Саратовской области есть доступ к порталу обучения учителей и руководителей образовательных учреждений (teacher.soiro.ru), Региональному порталу дистанционного обучения детей-инвалидов (school.saratov-rcdo.ru), Региональному порталу дистанционного обучения обучающихся Саратовской области (edusar.soiro.ru) и другим ресурсам.А с июня прошлого года у нас функционирует региональная инновационная площадка «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов». В проекте участвуют 25 образовательных организаций области. – Наука и технологии – это, конечно, хорошо, но в то же время далеко не все. В современном образовании актуален культурологический подход…- Вы совершенно правы. Если не будет баланса этих составляющих, все разговоры о создании условий для творческой самореализации личности будут чистой профанацией. Кстати, один из наших последних социокультурных проектов был создан в партнерстве с крупнейшей сокровищницей национального изобразительного искусства – Государственным Русским музеем. Я сейчас говорю о проекте «Саратовские художники в Русском музее», над которым работал наш Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Мы открыли центр год назад, в начале марта, и за это время здесь уже побывали около 2 тысяч посетителей. Это школьники и студенты, педагоги и многие жители Саратова и области, которые не имеют сейчас непосредственного отношения к образованию – главное, что они не безразличны к естественной потребности личности ежедневно культурно расти и интеллектуально развиваться. Большую роль в удовлетворении этого запроса институт отводит Музею педагогической славы Саратовской области. Он был открыт чуть раньше, в 2014 году. В его экспозиции уникальные реликвии прошлого и настоящего, с их помощью можно легко окунуться в историю регионального образования с начала XX века и до сегодняшнего дня. Это живая история Саратова и его замечательных учителей, которые составляли цвет местной интеллигенции. Коллекция музея постоянно пополняется документами, личными вещами педагогов, оригинальными изданиями книг, фотографиями…- Наверняка среди посетителей много студентов педагогических специальностей, ведь так интересно узнать, как жили, о чем думали и какие задачи решали твои коллеги сто лет назад… – Безусловно! У нас в музее вообще много посетителей – и студентов, и уже молодых специалистов, и родителей, и даже ветеранов педагогического труда. Музею всего 2,5 года, а у нас уже побывали более 5000 человек. Наш музей старается объединить своих посетителей не только в рамках выставок, но и многочисленных конкурсов творческих работ для учащихся и педагогов области. Наиболее значимые из них – региональный конкурс рисунков «Край родной, родимый край!», посвященный 80-летию Саратовской области, конкурс видеофильмов «Учителями славится Россия», региональный конкурс на лучший рисунок, посвященный празднованию 100-летия Крытого рынка – памятника архитектуры федерального значения. – Ирина Михайловна, деятельность саратовского ИРО многообразна, но ведь нередко институты развития образования связывают в основном с исследованиями, рейтингами, мониторингами – то есть со всем тем, что касается процедур оценки качества образования… Для вас эти задачи тоже в числе ключевых?- Конечно, у нас есть для этого все условия, прекрасная методологическая база и опытный коллектив. Мы систематически проводим различные мониторинговые исследования, опросы общественного мнения, ведем оценку качества образования и контекстов, в которых сегодня живет школа, курируем основные региональные, некоторые федеральные и даже международные исследования в области образования.Саратовская область принимает участие в международных лонгитюдных сравнительных исследованиях качества общего образования. PIRLS, PISA, ICCS, ICILS, TIMSS – для нас это не пустой звук, а качественное подспорье для понимания того, что происходит с российским образованием и нашим саратовским, в частности.Наш институт также осуществляет сопровождение национальных исследований профессиональных компетенций учителя. В исследованиях уже приняли участие более 1000 специалистов региона. И результаты этой оценки нашли свое отражение в изменениях содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников области.Скажу как есть – мы не боимся исследований и не боимся перемен, которые они неизбежно влекут за собой. А иначе зачем они нужны? Наверное, поэтому наш институт и сам постоянно меняется. Ежегодно мы расширяем нашу структуру за счет специализированных центров, которые берутся за разработку и решение наиболее актуальных проблем системы образования на региональном уровне. Так, в 2014 году начал свою работу Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования, годом позже – Областной методический центр по профориентационной работе и Региональный консультативно-методический центр. В прошлом году мы открыли Региональный ресурсный центр дополнительного образования, поскольку сейчас в фокусе внимания – задачи повышения доступности и качества дополнительного образования детей.И, конечно, это далеко не точка. У нас еще много планов, и мы знаем, как воплотить их в жизнь.Досье «УГ»Ирина Михайловна ИЛЬКОВСКАЯ выросла в учительской семье. По окончании физического факультета Саратовского госуниверситета связывать свою судьбу с преподаванием не планировала, но в 28 лет все-таки пришла работать в одну из самых известных в Саратове школ – 13-ю, физико-математическую, впоследствии – физико-технический лицей №1. Здесь Ирина Михайловна 23 года проработала учителем информатики, а затем заместителем директора по учебной и научно-методической работе. Десятки ее учеников стали победителями и призерами всероссийских олимпиад школьников, а пять из них достойно защищали честь нашей страны на международных олимпиадах школьников по информатике, где были награждены медалями. Ирина Ильковская – кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, член Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. Саратов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте