Саратовскому областному институту развития образования без малого 90 лет. Несмотря на почтенный возраст, это современная, динамично развивающаяся организация, оперативно реагирующая на многочисленные вызовы, а порой и предвосхищающая их. Движение на опережение – главный принцип работы ректора института Ирины ИЛЬКОВСКОЙ. И сегодня мы беседуем с ней о том, как региональным ИРО не отстать от федерального локомотива образовательных реформ.
– Ирина Михайловна, нередко институты, схожие с вашим по целям и задачам, решают в регионах две проблемы – образовательного и организационно-методического сопровождения. Вы добавили еще два направления – научно-инновационное и информатизации регионального образования. Что еще изменилось в институте за последнее время? – Во-первых, в 2014 году мы поменяли название – из Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования превратились в Саратовский областной институт развития образования. Казалось бы, формальность, но именно это позволило переориентироваться на решение самых острых проблем регионального образования, как того требуют новые тенденции государственной политики. Тем не менее я бы не стала слишком строго делить нашу работу на «до» и «после»: в разные годы мы решали различные задачи, и всегда выбирали их осмысленно. Судите сами. В 2012-м основным направлением стала подготовка руководителей общеобразовательных организаций и учителей-предметников к работе в условиях внедрения ФГОС основного общего образования. В 2013-м мы занимались той же работой, но уже с акцентом на новые стандарты начального образования. Все это для того, чтобы в 2015-м начальная школа и пятые классы в штатном режиме начали работать по новым ФГОС. В 2014 году федеральное финансирование проекта «Модернизация региональных систем общего образования» завершилось, но число педагогов, которые у нас обучались, практически не сократилось. В следующем году мы начали подготовку к переходу системы образования на утвержденные профессиональные стандарты педагогических работников различных специальностей. В минувшем году приоритетной стала задача повышения качества общего образования и достижение более высоких результатов обучающихся по итогам ГИА и ЕГЭ. Мы организовали персонифицированное повышение квалификации для учителей-аутсайдеров, чьи ученики не преодолели минимальный порог при сдаче ЕГЭ-2015, начали работать со школами, показывающими низкие образовательные результаты. И стоит отметить, что по итогам ЕГЭ-2016 результаты наших выпускников улучшились по 9 предметам.Как видите, мы делаем все то же, что и наши коллеги в других регионах, ведь никто не хочет безнадежно отстать от поезда. Мы сами этого никогда не боялись и не боимся, потому что чаще всего работаем на опережение.- Как мы уже определили, одно из ваших новых и теперь приоритетных направлений работы – координация и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности образовательных организаций. Расскажите об этом несколько подробнее…- В первую очередь мы анализируем все, что происходит в региональной системе образования – чтобы понять, какие у нас есть проблемы и перспективы. Это необходимо, особенно когда речь идет о проведении научных и научно-методических мероприятий, ведь здесь очень важно определить, что нужно учащимся и педагогам: какой формат, какая площадка для обмена мнениями и опытом. И, судя по тому, что из года в год число участников наших проектов растет, мы выбрали правильный путь. В минувшем году нам удалось собрать на конференциях и конкурсах более 4 тысяч учителей и более 20 тысяч школьников и студентов из Саратовской области. Среди традиционных мероприятий, ежегодно проводимых институтом, – региональный тур Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, региональный тур Всероссийской интеллектуальной олимпиады для младших школьников «Ученик XXI века»: пробуем силы – проявляем способности». В 2016 году мы провели окружной этап первой Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа. Это мероприятие нацелено на выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, на развитие интереса к исследовательской деятельности. Работаем мы и на межрегиональном уровне. Среди наиболее значимых мероприятий здесь – «Ученик года», Мартыновские и Пушкинские чтения, конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», конкурс детского творчества «Возраст делу не помеха!», научно-практическая конференция для школьников «Открытие», научно-практическая конференция «Духовность и современность», Межрегиональная школа диалога культур «МОСТ» и многое другое. – Еще один приоритет для института – развитие регионального образовательного информационного пространства. Почему именно ИРО должен отвечать за эту сферу? – Ну а кому, как не институту развития образования, быть в авангарде новых технологий? Именно при нашем активном участии были успешно реализованы мероприятия областной целевой программы «Информатизация Саратовской области (Электронный регион) на 2011-2013 годы», программы Intel «Обучение для будущего». В результате дистанционные образовательные технологии прочно внедрились в учебный процесс образовательных организаций области. Сегодня треть наших педагогов ведут обучение с применением этих технологий. Конечно, кого-то технологии уже утомили, а кто-то еще так и не понял, зачем они на занятии, и даже запрещает пользоваться смартфонами… Но ведь так нельзя! Технологии – это прежде всего большой шаг к повышению доступности качественного современного образования. В нашем институте это хорошо понимают, поэтому на наших серверах развернуты системы дистанционного обучения Moodle и сервис ВикиВики, которые открыты для всех участников образовательного процесса. У каждого педагога Саратовской области есть доступ к порталу обучения учителей и руководителей образовательных учреждений (teacher.soiro.ru), Региональному порталу дистанционного обучения детей-инвалидов (school.saratov-rcdo.ru), Региональному порталу дистанционного обучения обучающихся Саратовской области (edusar.soiro.ru) и другим ресурсам.А с июня прошлого года у нас функционирует региональная инновационная площадка «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов». В проекте участвуют 25 образовательных организаций области. – Наука и технологии – это, конечно, хорошо, но в то же время далеко не все. В современном образовании актуален культурологический подход…- Вы совершенно правы. Если не будет баланса этих составляющих, все разговоры о создании условий для творческой самореализации личности будут чистой профанацией. Кстати, один из наших последних социокультурных проектов был создан в партнерстве с крупнейшей сокровищницей национального изобразительного искусства – Государственным Русским музеем. Я сейчас говорю о проекте «Саратовские художники в Русском музее», над которым работал наш Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Мы открыли центр год назад, в начале марта, и за это время здесь уже побывали около 2 тысяч посетителей. Это школьники и студенты, педагоги и многие жители Саратова и области, которые не имеют сейчас непосредственного отношения к образованию – главное, что они не безразличны к естественной потребности личности ежедневно культурно расти и интеллектуально развиваться. Большую роль в удовлетворении этого запроса институт отводит Музею педагогической славы Саратовской области. Он был открыт чуть раньше, в 2014 году. В его экспозиции уникальные реликвии прошлого и настоящего, с их помощью можно легко окунуться в историю регионального образования с начала XX века и до сегодняшнего дня. Это живая история Саратова и его замечательных учителей, которые составляли цвет местной интеллигенции. Коллекция музея постоянно пополняется документами, личными вещами педагогов, оригинальными изданиями книг, фотографиями…- Наверняка среди посетителей много студентов педагогических специальностей, ведь так интересно узнать, как жили, о чем думали и какие задачи решали твои коллеги сто лет назад… – Безусловно! У нас в музее вообще много посетителей – и студентов, и уже молодых специалистов, и родителей, и даже ветеранов педагогического труда. Музею всего 2,5 года, а у нас уже побывали более 5000 человек. Наш музей старается объединить своих посетителей не только в рамках выставок, но и многочисленных конкурсов творческих работ для учащихся и педагогов области. Наиболее значимые из них – региональный конкурс рисунков «Край родной, родимый край!», посвященный 80-летию Саратовской области, конкурс видеофильмов «Учителями славится Россия», региональный конкурс на лучший рисунок, посвященный празднованию 100-летия Крытого рынка – памятника архитектуры федерального значения. – Ирина Михайловна, деятельность саратовского ИРО многообразна, но ведь нередко институты развития образования связывают в основном с исследованиями, рейтингами, мониторингами – то есть со всем тем, что касается процедур оценки качества образования… Для вас эти задачи тоже в числе ключевых?- Конечно, у нас есть для этого все условия, прекрасная методологическая база и опытный коллектив. Мы систематически проводим различные мониторинговые исследования, опросы общественного мнения, ведем оценку качества образования и контекстов, в которых сегодня живет школа, курируем основные региональные, некоторые федеральные и даже международные исследования в области образования.Саратовская область принимает участие в международных лонгитюдных сравнительных исследованиях качества общего образования. PIRLS, PISA, ICCS, ICILS, TIMSS – для нас это не пустой звук, а качественное подспорье для понимания того, что происходит с российским образованием и нашим саратовским, в частности.Наш институт также осуществляет сопровождение национальных исследований профессиональных компетенций учителя. В исследованиях уже приняли участие более 1000 специалистов региона. И результаты этой оценки нашли свое отражение в изменениях содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников области.Скажу как есть – мы не боимся исследований и не боимся перемен, которые они неизбежно влекут за собой. А иначе зачем они нужны? Наверное, поэтому наш институт и сам постоянно меняется. Ежегодно мы расширяем нашу структуру за счет специализированных центров, которые берутся за разработку и решение наиболее актуальных проблем системы образования на региональном уровне. Так, в 2014 году начал свою работу Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования, годом позже – Областной методический центр по профориентационной работе и Региональный консультативно-методический центр. В прошлом году мы открыли Региональный ресурсный центр дополнительного образования, поскольку сейчас в фокусе внимания – задачи повышения доступности и качества дополнительного образования детей.И, конечно, это далеко не точка. У нас еще много планов, и мы знаем, как воплотить их в жизнь.Досье «УГ»Ирина Михайловна ИЛЬКОВСКАЯ выросла в учительской семье. По окончании физического факультета Саратовского госуниверситета связывать свою судьбу с преподаванием не планировала, но в 28 лет все-таки пришла работать в одну из самых известных в Саратове школ – 13-ю, физико-математическую, впоследствии – физико-технический лицей №1. Здесь Ирина Михайловна 23 года проработала учителем информатики, а затем заместителем директора по учебной и научно-методической работе. Десятки ее учеников стали победителями и призерами всероссийских олимпиад школьников, а пять из них достойно защищали честь нашей страны на международных олимпиадах школьников по информатике, где были награждены медалями. Ирина Ильковская – кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, член Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. Саратов
Комментарии