search
main
0

Зачем нужна экспериментальная работа в школе?

Кто из родителей не хочет видеть своего ребенка успешным, уверенным, счастливым? Опросы показывают, что почти 80% родителей голосуют за «Новую школу», за школу, где каждый ребенок сможет развить свои способности, научиться применять на практике полученные знания, с интересом и успешно учиться.

Возможно ли создание этой новой школы в обычной классно-урочной системе? Напрашивается ответ – НЕТ, но уйти от классно-урочной системы сегодня невозможно. Педагоги-экспериментаторы и новаторы ищут новые методы обучения для реализации проекта «Новая школа», по крупицам собирают опыт, под руководством авторитетных ученых приближаясь к созданию качественно нового образования, в котором каждый ребенок сможет гармонично развиваться. Я подчеркиваю: для успешности этой работы необходимо тесное взаимодействие ученых и учителей, так как теоретическое видение проблемы требует практического опыта для ее решения.Опасность состоит в том, что желание экономить в режиме автономного управления школой может прекратить всю инновационную работу в школе, превратив педагога в репетитора, натаскивающего ребенка на решение определенных задач, ведь показатели сдачи экзаменов для школы никто не отменял. Сегодня иногда приходится слышать рассуждения о том, что сложные задачи не нужны для сдачи ЕГЭ, а завтра заменим все ненужные предметы на русский и математику, и успех на экзамене гарантирован. Что за беда, если ребенок не научится размышлять, думать, принимать решения, а в результате не сможет освоить вузовскую программу, ведь механически решать задачи проще.Руководство школой и учитель интуитивно стремятся к лучшим показателям – заметьте, показателям, а не результатам обучения, потому что результат обучения – это развитие ребенка, а показатели – это результат работы педагога.Педагог обязан выучить всех учеников математике и дать хорошие показатели. Что делать, если в классе очень слабые дети, которым недостаточно объяснения «так надо» или «делай, как я», которым обязательно надо сначала понять, зачем и где это надо, а только потом решать задачу? Конечно, можно использовать систему элективных курсов, систему дополнительного образования, индивидуальные консультации, но для успешного включения этого арсенала в образовательную практику надо создавать комплексную учебную программу, думать, работать. Проще взять часы другого предмета и использовать их не по назначению. Например, что за предмет «Информатика»? Ученики уже с младенчества сидят за компьютером, умеют нажимать кнопки, печатать тексты, скачивать картинки. Что еще можно узнать на информатике?Применять на практике полученные на математике знания, решая в Excel задачи, строить графики, анализировать результаты, то есть формировать необходимые в будущем компетенции. Но пока в ЕГЭ не проверяют ученические компетенции, умение решать практические задачи востребовано не будет. Еще вчера наши школьники с азартом программировали управляемые лего-конструкторы, сегодня все чаще приходится слышать, что программирование в школе – это что-то вроде балета, занятие не для всех. Все современные механизмы управляются посредством программ, а мы упорно хотим оградить чадо, уподобляясь родителям Митрофанушки. Зачем ребенку рисовать машину, писать команды, заставляющие ее двигаться, создавать анимационные картинки, ведь проще вызубрить формулу и тупо решить пример. Я не случайно написала – пример, а не задачу, так как при решении задачи надо определить необходимые условия ее решения, построить схему, определить способ решения. Программируя, ребенок учится планировать, размещать на координатной плоскости объекты, привлекать знания из алгебры и геометрии, строить из дуг, линий и окружностей, например, паровозик и учить его двигаться. Зачем, скажут мне защитники Митрофанушек, так переутомлять ребенка? Они ведь не видят горящих глаз у детей, когда ребенок приближается к настоящей взрослой деятельности и на практике, проектируя, познает прикладной характер математики. Зачем развивать ребенка, помогая ему профессионально ориентироваться в современном мире, когда можно организовать экскурсию на фабрику мороженого или просто зазубрить формулы? У всех участников учебного процесса это займет гораздо меньше времени.Мы изобретаем метапредметы, а они уже существуют в рамках таких предметов, как информатика и технология, которые идеальная среда для мыследеятельностной педагогики, формируя компетентности – знания в действии.Проблема по обновлению содержания образования в предметных областях особенно остро ощущается при формировании профилей в старшей школе, в которой модульное устройство содержания образования – обязательное и необходимое условие для успешного освоения программы профильного курса.Средство решения сформулированной проблемы – технология деятельностного обучения. Общеизвестно, что общая черта различных вариантов современных педагогических технологий – изменение роли обучаемого; он становится активным участником образовательного процесса, при таком подходе в обучении претворяется в жизнь педагогика сотрудничества.Процесс обучения при этом превращается в поиск, преодоление затруднений с выходом на решение проблемных ситуаций. Это требует применения новых знаний, метапредметных связей, что формирует у ребенка целостное представление об изучаемых предметах, стимулирует развитие мыслительных способностей и компетенций, то есть умения применять на практике полученные знания.Рассмотрим эту проблему на примере информационно-технологического профиля с профильными дисциплинами «Информатика и информационные технологии» и «Математика». Для программирования реальных задач характерна нестандартность мышления, так как реально существующие задачи нельзя решать в рамках жесткого шаблона. Продумывание учащимися моделируемой задачи формирует мыследеятельностные подходы в обучении.Моделирование на основе технологии деятельностного обучения позволяет ученику вырабатывать техники и способы мышления, которые в дальнейшем могут быть использованы на любом предметном материале: выделение главного (существенного) в задаче; переход в знаково-символическую область; выделение понятийной области, в которой решается задача; выделение основных величин; определение взаимосвязи величин в знаково-символической форме; движение (решение) на модели.Методика деятельностного обучения формирует мышление ребенка, учит связывать знания, полученные в разных предметных областях. Коллективный диалог с работой учащихся в командах позволяет осуществлять на практике обучение в зависимости от личных способностей учащихся, так как нахождение выхода из ситуации непонимания у всех детей происходит неодинаково. Работа в командах позволяет углубить собственное понимание за счет участия в дискуссии со сверстниками. Практическое решение поставленной задачи на компьютере позволяет не только получить результат решаемой задачи, но и рефлектировать собственный процесс работы – ребенок начинает понимать, как он мысленно двигался.Рассмотрим сценарий урока информационных технологий, где единица содержания – разработка алгоритма составного условия, определяющего исполнение или неисполнение определенных действий в программе. Передавать эту единицу содержания традиционным способом «действуй, как я» невозможно, так как каждая реальная задача имеет свои условия, при которых она выполняется. Ситуация обучения создается за счет задания-сбоя. Сначала ученикам дают серию заданий, в которых они моделируют на основе известных им понятий.Первое затруднение, с которым сталкиваются учащиеся: как построить составное условие из простых условий?Дети вспоминают, как на английском языке записываются союзы И, ИЛИ, НЕ для связывания простых условий – AND (И), OR (ИЛИ), NOT (НЕ). Учащиеся самостоятельно применяют союзы для создания составного условия.Каждый ребенок мечтал или боялся попасть мячом в окно. В задании предлагается определить попадание в окно, считая, что плоскость стены бесконечна, затем предлагается определить попадание в одно их трех окон. Это задание решается в группах и, как правило, не вызывает затруднений, надо только правильно использовать союзы AND (И), OR (ИЛИ) при записи условия в соответствии с условием задания.Я не буду утомлять читателя перечислением всех этапов работы на уроке. Учащимся можно предложить самостоятельно выбрать схему окраски стены в зависимости от точки, которую задает преподаватель. Затруднение может быть связано с необходимостью самостоятельно выбрать схему закраски стены. Предложенные задания ставят своей целью перевод мышления ребенка в практическую плоскость, возвращение учащимся уверенности в своих силах и стимулирование их для дальнейшей работы, которая продолжается в группах.В конце урока учащимся предлагают варианты задачи ЕГЭ уровня С1 «Поиск ошибок в программе со сложным условием».Важная часть этого сценария – включение учащихся в деятельность на примере задачи попадания в окно, которая сформулирована на доступном и понятном для большинства учащихся уровне, после чего они легко переходят на решение математических задач, традиционно вызывающих затруднение. Для решения достаточно сложных задач уровня С1 при таком подходе потребовался всего один урок. Абстрактное мышление наших учащихся еще недостаточно сформировано, поэтому деятельностный подход, основанный на классике «от простого к сложному», оказывается очень эффективным.Именно такие подходы и предполагаются в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Но необходим контроль за исполнением ФГОС в каждой конкретной школе, иначе все самые замечательные планы по реформированию образования разобьются об упертое властолюбие какой-нибудь Марьи Ивановны, которая для обеспечения показателей заменит информатику математикой и заставит детей тупо решать примеры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте