search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия Минпросвещения: вопрос по школьной форме будет приниматься с учетом мнения родителей В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности
0

Зачем наши дети проходят классику? Ответ на этот вопрос искали на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы»

​Евгения АБЕЛЮК, учитель литературы лицея №1525 «Воробьевы горы», автор курса литературы в телешколе: – Я наблюдаю детей всю свою жизнь, они читают разные вещи, считается, что литература воспитывает. А если литература воспитывает, то она помогает человеку сформироваться, но не впрямую. Существует некий определенный литературный канон не только в образовании, но и в обществе.

У нас есть тенденция: все, что считается классическим, впихнуть в школьное литературное образование, и тогда учителю приходится выбирать какие-то вещи, которые ему интересней или проще преподнести. Я за то, чтобы вместе с учеником читать и удивляться тому, что читаешь, так как литература – материал для переживаний, сопереживания и на этой основе размышления. Как раз на уроке, когда существует некое сообщество детей, можно организовать такую коллективную работу мозга, создать такие ситуации. Когда в процессе чтения бесконечно будут возникать вопросы, можно действительно вести ребенка к себе. Человек может и уточнять, и учиться понимать свою, чужую точку зрения. Я бы брала в программу чтения писателей русских и зарубежных, затем тех авторов, которые мне непонятны (я люблю задавать ученикам вопросы, на которые не знаю ответов, может быть, я что-то для себя решила, но на новом этапе я все равно не знаю этого ответа), те вещи, которые заставляют думать.Мне по долгу службы приходится возвращаться ко многим вещам, но я многие вещи открываю для себя заново вместе со своими учениками, это для меня очень важно.Что нам может дать классика?Допустим, Фонвизин «Недоросль», казалось бы, такая скука, зачем он нужен сегодня? А там есть такой персонаж Правдин, который упоминает некое заведение, которое было только создано тогда, – учреждение для управления губерниями Российской империи. Был издан закон о губерниях в 1755 году, Россия была разделена на губернии, губернии объединялись в наместничестве. Правдин представляет интересы некоего наместника, идеального представителя верховной власти, он приехал, так как ищет «злонравных невежд», которые имеют над своими людьми непомерную власть. Тогда оказывается, что сегодня это чрезвычайно актуально. В связи с тем что происходит сегодня, можно взять и почитать с детьми «Братьев Карамазовых», поговорить о сне, который видит Митя Карамазов, увидеть, как Достоевский заставляет читателя пожалеть дите, сделать так, чтобы читателю было как можно его жальче. В общем, я считаю, что учитель может сделать очень много.Для содержания предмета важно не то, каков список читаемого, а то, на что мы, учителя, нацелены, – давать конкретные знания или на разговор с ребенком, на то, что перед ребенком можно поставить вопрос, ответ на который ты сам не знаешь, вместе с ним идти к ответу. Если ребенок будет разговаривать на уроке; пусть он не учит прозу, часов очень мало, но такой разговор даст очень много.Мы с коллегой писали учебник, который так и не стал учебником для всех по русской литературе XX века. Несмотря на победу в конкурсе, нам не дали его выпустить. У нас вопросы возникали в процессе чтения, мы читали и писали, это было размышление, к которому мы приглашали нашего читателя. Можно так писать, ведь у нас давно сложилась традиция такого рода учебников.Я думаю, что программу по литературе нужно сокращать, чтобы была возможность говорить неторопливо, ведь говорить быстро нет никакого смысла. В старшей школе в погоне за ЕГЭ потеряешь всякий литературный язык.Когда с моих детей на ЕГЭ по литературе начинают спрашивать знание терминов, когда некоторый балл ставят за то, употребил ты термины или нет, меня это приводит в негодование. Литературные термины нужны как инструмент, который помогает прочитать. Есть такая практика в мировой школе, когда приходит незнакомый текст и предлагается написать сочинение по этому тексту. А потом это проверяется независимой комиссией. Это тот же самый экзамен, но не загнанный в прокрустово ложе непонятных требований. Такие предложения высказывали, но этого пока никто не слышит.Леонид ЗВАВИЧ, преподаватель математики гимназии №1567, заслуженный учитель России:- Литература – самый трудный предмет для преподавания. Как приучить ребенка читать, как сделать так, чтобы он читал? Что на это влияет, очень трудно сказать, тупое преподавание литературы может возбудить у ребенка желание к чтению, а может его и погубить. В начальной школе учитель может сделать очень многое для того, чтобы ученик читал, а может сделать совсем немногое, чтобы ребенок больше не читал. Многое могут сделать родители – есть родители, которые дают задание – сегодня 20 листов, завтра еще 20 листов.Чтение – это элемент культуры. За всех не поручусь, но знаю много математиков, физиков, которые много читали. Литература – это таблица умножения, классическая литература – ее основа. Хотя что такое классическая литература, тоже очень трудно ведь определить. Гладков – классик или не классик? Шолохов – классик или не классик? Наверное, очень трудно выбрать авторов и произведения для чтения. Учитель ведь для себя выбирает какие-то произведения, наверное, должны быть какие-то несколько произведений, которые многое определяют. Есть о чем поговорить людям, которые окончили школу и интересовались литературой, у них найдется предмет для обсуждения. А если бы все читали разное? Другое дело, что цели литературы не настолько разнообразны, каждый учитель выбирает их по-своему. Был в Ленинграде учитель Ильин, по-моему, он одной из главных целей литературы считал моральную сторону, велел классу разделиться на тех, кто хочет воспитываться в семье Болконских, а кто в семье Ростовых. Это было очень красиво.Все произведения, которые изучают в школе, достаточно интересны. Я помню, как опись градоначальника в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина вызвала желание ее продолжать. У нас настолько богатая русская литература XIX и даже XX века, что выбрать очень сложно. Можно сказать словами поэта: если русскую литературу изучают, значит, это кому-нибудь нужно. Мне очень жаль, что Горького стали меньше изучать, а «Жизнь Клима Самгина» стоит прочесть школьнику, она ему по очень многим причинам понравится.Я сторонник ЕГЭ, особенно по математике, физике, химии. Но я согласен, что ЕГЭ по литературе какой-то нонсенс. Как только мы введем школьный экзамен по литературе, сразу появятся репетиторы из преподавателей вузов, которые будут готовить к экзамену в этот вуз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте