Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зачем мяукает кларнет? Проект детской филармонии «До-ре-ми-дошкины дорожки»

Учительская газета, №38 от 22 сентября 2009. Читать номер
Автор:

Пояснительная записка. Основная цель музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развитие музыкального восприятия. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с детьми оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ними красоту музыки, дал возможность ее прочувствовать.

В семье дети, как правило, слушают преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах музыкального искусства, расширять их представление о музыке всех времен и стилей.

Данная проблема легла в основу создания детской филармонии «До-ре-ми-дошкины дорожки» для детей старшего дошкольного возраста – совместного творческого проекта детской школы искусств №5 и центра развития ребенка – детского сада №25.

Цель филармонических занятий: создать условия для творческого выражения ребенка.

Задачи

Обучающая: формировать у дошкольников умение слушать музыку.

Развивающая: расширять кругозор детей, развивать эмоциональную сферу ребенка, учить моделировать художественный образ музыкального произведения.

Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств на примерах высокохудожественных образцов музыкального искусства.

Занятия в детской филармонии проводятся один раз в месяц. Музыкальные произведения звучат в исполнении учащихся и преподавателей детской школы искусств №5. Огромное воспитательное значение имеет участие в занятиях филармонии бывших выпускников детского сада №25.

Методические пояснения

Формы занятий в детской филармонии разнообразны:

Комплексное занятие.

Концерт-встреча.

Музыкальная гостиная.

Творческая игра.

Методы музыкального восприятия.

Важнейший из них – наглядно-слуховой. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Борис Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, содержится определенный тонус звучания: гнев, ласка, ужас. Он называл эту особенность «речью чувства». Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т.е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой интонации.

На занятиях детской филармонии малыши знакомятся с фрагментами классических произведений разного времени: А.Вивальди, Ф.Генделя, И.Баха, Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича.

Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог старается привить детям любовь к музыке, расширить представление о явлениях действительности, обогатить внутренний мир детей, их чувства, интересы, нравственные качества. От словесной установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Беседа включает в себя: сведения о музыке как о виде искусства, о композиторе, о жанре данного произведения. Но особенно важно, чтобы дети осознали настроения и чувства, которые выражены в музыке. Слушание музыки опирается на три взаимосвязанные между собой темы: какие чувства передает музыка; о чем рассказывает музыка и как рассказывает музыка. Главное – определение эмоционально-образного содержания музыки. Важно дать детям понять, что музыка всегда выражает настроение, переживания, чувства. Мяуканье котенка может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Важно различать эти эмоциональные состояния.

Постепенно восприятие музыки становится более дифференцированным. При повторных прослушиваниях дети могут выделять выразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ. Ребята легко различают темп (быстро, медленно), динамику (тихо, громко), регистр (высокий, низкий, средний). Но важно дать понять, какова их роль в создании музыкального образа. Дети старшего дошкольного возраста учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно объяснить детям, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Борис Теплов доказал, что необходимо сопровождать восприятие музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются как приемы, благодаря которым дети осознают характер мелодии, средства музыкальной выразительности (акценты, движение мелодии, темп, ритмический рисунок). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту