Почти полтора века прошло с тех пор, когда Константин Дмитриевич Ушинский написал о том, как важна система в знаниях: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессистемными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Однако до сих пор, как показывает опыт, знания учащихся по русскому языку отрывочны. Дети часто не понимают, зачем изучается та или иная категория языка, и стараются запомнить ее как отдельный языковой факт. Часто правило просто заучивается вместе с примерами, данными в учебнике, которые ребята затрудняются даже прокомментировать. Голова ученика просто заполняется готовой информацией. Не подкрепленная размышлениями, не рассмотренная в системе, она быстро забывается.
Любознательные ученики чувствуют неполноту своих знаний. Они пытаются найти ответы сами или с помощью учителя. Но чаще всего не находят, и их вопросы «повисают в воздухе».
Нередко на занятиях по русскому языку основное внимание уделяется орфографии. Но изучать орфографию не имеет смысла в отрыве от фонетики, лексикологии, словообразования и грамматики. Без соотнесения правописания и произношения, без осознания способа образования, определения части речи, морфемы орфографическую задачу решить нельзя, тем более выстроить в систему орфографические знания. Только комплексный анализ орфограммы поможет сформировать грамотное письмо.
Язык – это система разделов, правил, понятий. Для его изучения наиболее эффективен системный подход. Он соответствует и устройству языка, где все взаимосвязано и переплетено, и психологии усвоения научных знаний. Но зачастую ученики, а порой и сами учителя не подозревают об этой взаимосвязи всех разделов языка между собой.
Любая тема на уроке русского языка должна осмысливаться и педагогом, и школьниками во взаимосвязи с другими. Задача учителя – предоставить материал для наблюдения, для рассмотрения известных и неизвестных языковых явлений, для выяснения связей изучаемого с остальным материалом, для обобщения и самостоятельного вывода. Это позволяет вскрывать глубинные причины языковых фактов, которые не лежат на поверхности, а видны лишь тогда, когда учитель вместе с учеником отвечает на вопрос: почему так?
Почему у одних частей речи есть окончания, а у других нет?
Почему после шипящих несоответствие звука и буквы?
Что такое варианты морфем? В чем причина их появления?
Почему одна и та же часть речи может быть разными членами предложения?
Какие функции выполняет Ь? Почему так?
Почему наречие, краткое прилагательное, краткое причастие легко перепутать? Что у них общего, в чем различие?
Учет лексических, морфологических, словообразовательных, синтаксических, стилистических взаимосвязей позволяет ответить на эти вопросы.
Лидия ЭРИСТОВА, учитель русского языка лицея, Тобольск, Тюменская область
Комментарии