«Со спокойной душой отпускаю своих дошколят в школу, – делится с коллегами опытный воспитатель, – они у меня такие организованные – уже и читают, и считают, родители довольны!» Но как в погоне знаниями, умениями и навыками, которые приходится осваивать малышу, не потерять самого ребенка? Как помочь ему стать успешным в будущем, развиваясь в настоящем? Как сохранить природную детскую любознательность и тягу к неизведанному?
«Зачем кошке ногти стригут?», «Что едят попугаи?», «Откуда берется молоко?» – любой детский вопрос должен быть услышан, он должен стать предметом внимания и обсуждения. Но важно дать малышу не готовую информацию, а снабдить его средствами и способами самостоятельного поиска решений. Именно такой подход позволяет ребенку ощутить неподдельную радость открытия, не только запомнить важные сведения, но и освоить стратегию их поиска.
Ежедневной традицией стал утренний круг – место, где дети задают вопросы, совместно обсуждают проблемные ситуации, делятся мыслями и чувствами, планируют события, которые им интересны.
Незадолго до новогодних праздников Ева стала постоянно спрашивать:
– А сегодня придет Дед Мороз?
– Нет, Ева, и сегодня не придет.
Я понимаю, что этот вопрос для Евы остался открытым, завтра, скорее всего, она задаст его снова. Как объяснить трехлетнему ребенку, что Дед Мороз придет не раньше, чем через три недели?
Я поняла, что сейчас самое время дать детям новое культурное средство – календарь, – которое позволит наглядно представить временные отрезки. Вместе с ребятами разделили длинный лист бумаги на клеточки, разместили его так, чтобы он был виден всем детям.
Группа называется «Звездочки», вот и рабочие дни решили обозначить звездочками, а выходные – домиками. Расписали дни недели, проставили числа и приступили к заполнению календаря. Наблюдая за тем, как мы с детьми трудимся над непростым для них делом, младший воспитатель вдруг говорит:
– А через два дня у меня день рождения…
– А давайте его занесем в наш календарь, – говорит Глеб.
Нашли число «7» и нарисовали под цифрой маленький тортик.
– А знаете, к нам новенький мальчик придет скоро, – напоминаю я детям.
– А когда?
– 9 декабря.
Нарисовали новенького мальчика, вспомнили, что у детей в декабре тоже есть дни рождения. И наконец дата утренника.
– Ого, как это далеко… – Ева немного расстроилась, но зато она наглядно увидела, когда придет Дед Мороз. С этого дня мы стали ежедневно заполнять наш календарь.
Так, непринужденно, дети перешли к сложной функции планирования своей деятельности, которая в развернутом виде будет сформирована только в школе. Педагогу надо прислушиваться к голосу ребенка, чтобы улавливать процессы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка и с помощью взрослого могут перейти в зону актуального развития.
Работа с календарем наполнилась детскими смыслами, заиграла новыми красками и позволила решать большое количество педагогических задач. Дети, опираясь на календарь, стали придумывать свои события и связанные с ними активности, рассуждали, о чем хотели бы узнать, что попробовать сделать.
Возможность развернуть этот поисковый процесс, поддержать детскую инициативу обеспечивает работа в центрах детской активности. Современное пространство группы, оснащенное трансформируемой мебелью и раздвижными стенами, сегодня позволяет по максимуму использовать его ресурсы. Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными материалами, которые поддерживают любознательность и познавательную мотивацию маленьких почемучек.
Мы убеждены, что дошкольник, будучи активным и пытливым на пути познания этого мира, станет в дальнейшем настойчивым и успешным в выборе собственного содержания образования.
Марина ШЛЯМОВА, старший воспитатель школы №1788
Комментарии