search
main
0

Зачем изобретать велосипед?

Надежда ШАЙДЕНКО, ректор Тульского государственного педуниверситета:

– Полностью поддерживая основные положения программы «Студенчество России», мы хотим принять активное участие в ее реализации. Наш вуз готов поделиться опытом с теми учебными заведениями, которые в последние годы отошли от воспитательной работы. Тульский педагогический университет гордится тем, что ни на один день ее не прекращал. В нашем вузе есть богатейшие традиции, которые мы развиваем на совершенно ином уровне, потому что слепое копирование сегодня ничего не даст. Ведь мы живем в других социально-экономических и политических условиях, к нам приходят совершенно другие студенты, которые требуют новых форм и методов работы с ними.

Еще в 1995 году мы приняли Концепцию воспитательной работы ТГПУ, а с 1997 года нами был реализован целый ряд программ.

Жизнь убедительно доказывает, что выпускники ТГПУ, активно участвовавшие в различных органах самоуправления, органично включаются в процесс управления учебно-воспитательным учреждением, коллективом или группой людей, легче адаптируются к новым условиям труда. Они быстрее становятся хорошими организаторами, успешнее реализуют свои творческие замыслы.

Мы рады, что разработанные нами проекты сегодня практически совпали со многими положениями межведомственной программы «Студенчество России на 2004-2008 годы». Например, у нас есть программа «Лидер», которая потребовалась потому, что мы почувствовали: в университет приходят дети, не прошедшие школу комсомольского актива, не ставшие активистами. А что такое отсутствие лидера для педагогического вуза, мы прекрасно понимаем. Эта программа прошла путь от создания студсовета факультетов до студсовета университета. Сегодня у нас наряду с флагом университета есть и флаг студсовета – серьезной и уважаемой организации, которая руководит работой вуза вместе с ректоратом и Ученым советом. Студенты говорят свое веское слово по любому поводу, и мы прислушиваемся к их словам, делаем выводы, учитываем мнение ребят в учебной, научной и общественной работе. Ежегодно более 300 студентов-активистов на одной из турбаз Тульской области участвуют в обучении лидеров. Для будущих педагогов, организаторов и воспитателей такие программы архинеобходимы.

Под влиянием студенчества нам пришлось очень серьезно изменить всю структуру управления воспитательной работой в вузе. Сначала был только проректор и управление по воспитательной работе, деятельность которых финансировалась из внебюджетных средств. Потом, после проведения ежегодного анкетирования первокурсников, в университете были созданы центр поддержки творческой инициативы студентов, биржа труда, студенческие и педагогические отряды, школа вожатых и многое другое.

Информация к размышлению

В 2001 году в ТГПУ было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты четырех факультетов. Результаты исследования таковы: положительно к самоуправлению относятся 69 процентов опрошенных, отрицательно – 8 процентов. Самым привлекательным в общественной деятельности для 25 процентов опрошенных оказалось участие в работе студсовета.

В этом году в нашем университете побывала вице-премьер Правительства РФ Галина Николаевна Карелова. Мне было приятно, что в ответ на ее предложение воссоздать студенческие отряды наши ребята стали рассказывать о том, что такие отряды есть, что они многопрофильные, в них трудится множество студентов. Галина Николаевна была искренне рада, что студенческое движение не угасает, а интенсивно развивается.

Что меня не устраивает в проекте федеральной программы «Студенчество России»? Очень многое предлагается разработать, а, может быть, нужно поставить другую задачу – изучить и обобщить, распространить тот положительный опыт, те находки, которые уже есть в вузах? Зачем изобретать велосипед, который уже изобретен и используется? Ведь в педвузах даже защищено множество диссертаций по проблематике воспитания студенчества. Другое дело, что и проблем, неохваченных научными исследованиями, тоже хватает.

Меня беспокоит также то, что мы работаем в основном с активными, сильными ребятами, «средние» находятся в тени, а слабые вообще не развиваются, потому что выпадают из поля нашего зрения. Вот и межведомственная программа для активных студентов предлагает много возможностей. А что будут делать остальные? Об этом нужно подумать, оценивать воспитательную работу вуза со всем студенческим коллективом высшего учебного заведения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте