Не секрет, что любая школа в той или иной степени работает с разными детьми – от наиболее одаренных до ребят с ограниченными возможностями, однако вся система в целом заточена на работу с усредненным образом ученика… Как сделать так, чтобы каждому в классе было место и задача по плечу? И кто должен удовлетворять повышенные потребности и помогать отстающим – учитель, психолог? Похоже, вопрос разделения полномочий остается открытым…
Наталья ГУЩИНА, педагог-психолог Сосновской средней школы, Таврический район:- Есть две крайности особенных детей: одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие этих детей идет по одним общим закономерностям психического развития, в той же последовательности, но только в разных временных рамках и проявляется по-разному. Создать необходимые минимальные условия для развития этих детей довольно просто. Нужно только учесть два главных момента. Во-первых, каждый ребенок может научиться тому, чему он хочет. Во-вторых, у всех есть все необходимые ресурсы для достижения целей.Уже много лет в нашей школе работает «Научное общество учащихся «Поиск». Ежегодно десятки детей представляют свои исследовательские работы на уровне школы, района и области. Наши дети активно принимают участие в районных конференциях «Рябининские чтения», «Летопись сибирских деревень». Также в нашей школе раз в два года проходит научно-практическая конференция «Люби и знай свой край!». Участие в этих мероприятиях позволяет ребятам проявить свой интерес, научиться проводить исследования, анализировать, делать выводы, представлять свои работы сверстникам, расширить кругозор, быть успешными и приобрести новый опыт.Воспитанники коррекционного класса нуждаются в особом педагогическом подходе. С детьми работают психологи, педагоги и логопеды. Программа состоит из специализированных методик. За три года работы коррекционного класса стали заметны изменения в лучшую сторону: дети усваивают программу, становятся более спокойными, уравновешенными, развиваются лучше. Разумеется, к классам для наших особенных ребятишек и требования особенные. Осенью в кабинете был проведен ремонт. Сегодня в Сосновской школе работает младший коррекционный класс. Всего в школе с 1-го по 9-й класс обучаются 34 ребенка, требующих особенного подхода, планируется открытие второго кабинета социального обслуживания. Мы видим своей задачей не только помощь детям в усвоении образовательной программы, но и в содействии к адаптации в социальной среде. Второй кабинет (социального обслуживания) необходим для обучения детей шитью, приготовлению пищи.Детям с ОВЗ, которые обучаются в коррекционных классах, проще реализовать себя через деятельность, через ручной труд, когда результат труда можно ощутить на любых этапах. Ребята под руководством своих педагогов научились плести салфетки, шить игрушки, мастерить поделки из природного материала, создавать незамысловатые картины, используя пластилинографику. Уже третий год школьники участвуют в конкурсе «Книжка-малышка» и занимают призовые места. А в прошлом году ребята впервые приняли участие в школьном смотре строя и песни. Очень трудно было запомнить и выполнить верно все команды. Главным для этих детей является цель: зачем я это делаю, какую пользу и кому принесу. Салфетки подарили мамам на праздник, игрушки – учителям, картинами украсили класс. Радость и гордость испытали от того, что добились успеха, достигли маленьких, но своих высот.Руслан СИМАНЧЕВ, председатель совета кураторов областного «Научного общества учащихся «Поиск», заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета:- Талантливые дети сразу заметны. Их мало, это штучная работа для такого же талантливого педагога. А вот для выявления, поддержки и развития способных детей необходимо, чтобы была создана система. Должны быть построены рельсы, на которые ребенок, стремящийся знать и уметь больше, мог бы встать и двигаться по ним. Желание идет от потребностей детей, и это принципиально, потому что результатов его деятельности сверх государственных образовательных стандартов мы требовать не можем. Главная цель общества по отношению к одаренным детям – создание условий для реализации внутренних потребностей молодого человека.Я заметил, что школьные учителя нередко уклоняются от необходимости адекватно реагировать на своих нестандартных учеников. Во многом это обусловлено тем шумом, который сформировался в педкругах вокруг детской одаренности. Распространенная ошибка – с одаренным ребенком должен работать психолог. Это неправильно, у школьного психолога много других задач, и тут он может быть только консультантом. Педагог-предметник – главное лицо в удовлетворении творческих и интеллектуальных потребностей подростка.Одно из учреждений, ставящих задачу выявления, поддержки и развития одаренных, детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск». Ему скоро исполнится полвека, в его составе 13 тысяч школьников, сотни учителей, студентов, более ста действующих ученых различных научных направлений. Деятельность «Поиска» основана на сочетании четырех направлений, наполнение которых порождает ту самую среду, в которой ребенок, который «что-то хочет» сверх программы, не остается незамеченным и может найти возможность удовлетворить свои интеллектуальные и познавательные потребности.Дмитрий АКИМОВ, учитель информатики и ИКТ, директор крутинской средней школы №2, Крутинский район:- Специфика работы нашего образовательного учреждения традиционна. Основной формой обучения является качественно подготовленный и проведенный традиционный урок. Это не значит, что учителя нашей школы работают по старинке. Уроки в нестандартной форме, интерактивные уроки, уроки с элементами дистанционного обучения, творческие мастерские, применение инновационных педагогических технологий, обучение по учебно-методическим комплектам, предполагающим обучение на разных уровнях, – это далеко не полный перечень того, чем владеют и что успешно применяют в практике наши педагоги.На самом деле все известные и привычные нам методы, средства, приемы обучения годны и для «среднего» ученика, на которого рассчитана массовая школа, и для одаренного. Но для последних избирается немного иная стратегия, основанная на ускорении (изменении скорости обучения), обогащении (углублении учебного материала) и проблематизации (что заключается в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций). Таким образом, при работе с одаренными детьми учителя нашей школы предпочтение отдают разноуровневому (дифференцированному) обучению с применением групповых и индивидуальных форм работы.Работа с одаренными детьми – дело очень сложное и хлопотное. Поэтому для успешного выполнения задач в этом направлении на базе школы создана творческая группа «Одаренные дети», в состав которой входят не только учителя-предметники, но и представители администрации, классные руководители, родители. Каждый член творческой группы вносит вклад в создание такого образовательного пространства, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика. Важным фактором, влияющим на выявление скрытых способностей, стала система внеурочной деятельности. Индивидуализация обучения реализуется через элективные курсы, факультативы, кружки – в школе 17 программ элективных курсов, 31 программа кружков и секций. Ежегодно на базе школы открываются профильные лагеря по математике, английскому языку, русскому языку.Мы достаточно успешно осваиваем пространство интеллектуальных и творческих конкурсов, в том числе и дистанционных. Обязательным элементом в системе работы является включение в образовательный процесс проектной деятельности. Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у всех детей мотивацию к выработке активной жизненной позиции, творческой активности.Омская область
Комментарии