Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зачем человеку заборы? Заборы мешают людям!

УГ - Москва, №22 от 1 июня 2010. Читать номер
Автор:

Одна из важнейших задач, стоящих перед коллективом ДОУ №2374 «Родничок», – разработка программы интеграции детей-инвалидов в социум и их педагогического сопровождения.

Даже если детей-сирот усыновляют, то и внутри новой семьи они сталкиваются с массой проблем, которые невозможно решить без помощи психолога, патронажной службы. Ведь с раннего возраста у детей, воспитывающихся без родителей, формируются иные представления о том, какой должна быть семья и какое место в ней должен занимать ребенок. Еще большие трудности ожидают детей-сирот, воспитывающихся в детских домах: им трудно самоопределиться по окончании интерната, они чувствуют себя ущербными, часто не понимают, как им вести себя в той или иной ситуации.

Существуют разные пути помощи детям-сиротам, воспитывающимся в детских домах. Один из них – воспитание детей в семье. Другой путь – социально-психолого-педагогическая помощь детям-сиротам со стороны педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников. В настоящее время уже накоплен определенный опыт такого сотрудничества в Южном округе.

В рамках подготовки к Рождественским чтениям руководители дошкольных учреждений Южного округа побывали в нескольких московских детских домах, в частности в доме ребенка №25. В этом детском доме воспитываются не просто дети-сироты, это, ко всему прочему, дети-инвалиды.

Нас поразило все: уют, чистота, изобилие игрушек, первоклассное медицинское обслуживание. Оборудованию физкультурного зала мог позавидовать любой московский детский сад. Видно было, как много педагоги и специалисты вкладывают в детей, чтобы они могли заниматься, общаться или… просто двигаться.

В этом доме у детей было все: и полное материальное обеспечение, и любовь, и забота сотрудников, не было только мамы. Хотя большинство детей называют мамами воспитателей. Но оказалось, что не только мамы или папы не хватает этим детишкам. Старший воспитатель Людмила Николаевна рассказала, что на вопрос «Что вы любите больше всего?» дети называли многое: игрушки, качели, сладости, а когда их попросили нарисовать то, что они не любят больше всего, большинство детей нарисовали… забор! Да-да, именно забор!

Оказывается, нам, взрослым, имеющим семьи, далеким от понимания их интересов и желаний, невдомек, что этим детям не хватает общения; мир их узок, круглый год и круглые сутки одно и то же пространство, одни и те же лица, одно и то же информационное поле. «Да, – рассказывала Людмила Николаевна, – к нам приезжает детский театр, иногда кое-кого из детей мы возим на обследование, и тогда они во все глаза смотрят на окружающий мир и многого не понимают: любого бородатого мужчину принимают за Деда Мороза». (В доме ребенка персонал женский, а мужчины-вахтеры не имеют бороды.) Малыши никогда не бывали в супермаркете или на ярмарке…

Этот рассказ так поразил нас, что мы просто не могли остаться равнодушными – захотелось как-то помочь этим малышам, расширить их жизненное пространство новыми впечатлениями.

После возвращения из дома ребенка мы обсудили в своем коллективе возможные пути сотрудничества коллектива детского сада «Родничок» и дома ребенка №25. Никто не остался равнодушным к проблеме!

Первое, что сделали педагоги нашего детского сада, – договорились с руководителем дома ребенка Лидией Константиновной о встрече коллективов педагогов детского сада и дома ребенка. Педагогам детского сада надо было посмотреть своими глазами на этих детишек, обсудить возможности дальнейшего взаимодействия, ведь дом ребенка – специализированное учреждение, просто так в гости туда не сходишь.

К первой нашей встрече мы напекли пирогов и подготовили концерт с исполнением русских народных песен. В доме ребенка встретили нас радушно, за чашкой чая мы обсудили возможность и перспективы дальнейших встреч. Одна очень важная деталь – в дом ребенка поехали только те педагоги, которые сами изъявили желание там побывать. Педагоги детского сада увидели все своими глазами и поклонились педагогам дома ребенка №25. Сколько надо иметь терпения для ухода и общения с детьми-инвалидами! Было над чем задуматься самим – как часто мы на своих здоровых, естественно, иногда хулиганящих детей и покрикиваем, и раздражаемся. Педагоги детского сада поиграли с малышами, пообщались, это принесло огромную радость всем – и детям, и нам, неизвестно, кому больше. Правда, наша радость была со слезами на глазах, но надо было спрятать глубоко внутри щемящее чувство жалости к этим детям, постараться не думать ежеминутно о том, что они сироты и инвалиды.

В процессе обсуждения педагогов детского сада и дома ребенка были выработаны следующие принципы взаимодействия:

– неукоснительное соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима (при каждой встрече – письменное подтверждение медиков обеих сторон об отсутствии инфекций, карантинов), разрешение на встречу;

– принцип добровольного участия, принуждения в делах милосердия быть не может;

– учет индивидуальных особенностей детей-инвалидов при общении с ними (подготовить нас к этим встречам помогли психологи и педагоги дома ребенка).

Первая встреча педагогов детского сада и дома ребенка с годами переросла в дружбу домами.

Взаимодействие и сотрудничество детского сада «Родничок» и дома ребенка №25 прошло несколько этапов. Педагоги детского сада приезжали в дом ребенка, играли с детьми, показывали им театрализованные сказки, пели песни, готовили подарки… Потом педагоги стали приезжать с воспитанниками нашего детского сада, которых привозили родители, выбирая для встреч выходные дни. Этим встречам предшествовала большая работа с родителями: надо было объяснить им специфику общения с детьми-инвалидами. Всегда соблюдался принцип добровольного участия. Мы видели, что малыши дома ребенка очень рады своим сверстникам. С небольшим огорчением нам пришлось признать, что все дети больше любят детей, а не взрослых, а игры со сверстниками предпочитают любому общению со взрослыми. Готовились к этим встречам все: родители, дети, педагоги.

На следующем этапе мы стали приглашать малышей дома ребенка в гости к нам, в детский сад №2374 «Родничок». И именно эта форма взаимодействия стала наиболее привлекательной для детишек-сирот и для нас. На этом этапе можно было уже говорить о зарождающейся «дружбе домами», которая впоследствии, окрепнув, переросла в настоящую дружбу, полезную и важную для обеих сторон.

Формы наших встреч были разнообразными. Мы приглашали малышей на праздники детского сада – Масленицу, праздник птиц, день игры. К встречам тщательно готовились, надо было учесть специфику детей-инвалидов, не перегрузить их эмоционально, сделать так, чтобы обилие новизны и эмоций, даже положительных, не разбалансировало психику ребенка. Психологи детского сада и дома ребенка разработали рекомендации к проведению этих встреч, которые помогли педагогам правильно их организовать. Впоследствии эти встречи станут для всех радостным событием, праздником. В гости в детский сад привозили не более 10 малышей. Дом ребенка выделял транспортное средство, сотрудники сопровождали, а родители воспитанников детского сада помогали привезти их в гости, готовили вместе со своими детьми подарки детям дома ребенка.

Как трепетно родители из машины несли малышей на руках, как вдумчиво относились к приобретению подарков (с учетом рекомендаций психолога). Оказалось, что многие из детей-сирот получают личный подарок в первый раз. В доме ребенка все общее – у малышей нет их личных игрушек, каких-то вещичек, что так любят собирать дети. И вот мы приготовили каждому ребенку его именную сумочку-рюкзак, положили туда книжку-раскраску, каждому свою, отличную от всех, фломастеры, желанную для каждого игрушку (заранее узнали, кто что любит). Родители помогали готовить подарки.

Ребятишки детского сада встречали гостей. Предварительно мы подготовили детей к этой встрече: в доступной форме рассказали о том, как живут дети в доме ребенка и почему они там живут; объясняли, как они должны себя вести – не хвалиться, помогать, делиться.

Именно эти встречи показали нам, что не все дети детского сада (благополучные, здоровые, обеспеченные) готовы к таким встречам. Например, когда мы предложили им подарить будущему другу (малышу из дома ребенка) любимую игрушку, то, оказалось, не все дети смогли расстаться с ней. Мы можем сколько угодно беседовать о добре, объясняя, как надо помогать, делиться, но ребенку нужно прожить этот момент. Мы убедились, что подарить другу то, что нравится тебе, сложно, что на такой «подвиг» способны немногие дети, их надо этому учить на примерах, учить делиться, учить дружить.

Следующий этап нашего сотрудничества с домом ребенка стал постоянным. Каждая группа (а в детском саду их 8) по очереди приглашала в гости малышей из дома ребенка, готовила программу этой встречи.

Если раньше встречи мы приурочивали к праздникам и они были редкими, то теперь мы стали приглашать малышей и в будни. Они участвовали в общих играх, развлечениях, присутствовали вместе с детьми детского сада на занятиях и просто общались. Сколько было впечатлений, когда они из теста лепили жаворонков! Оказывается, «живое», настоящее тесто ребятишки видели первый раз в жизни. Нет мамы, бабушки, которая пироги печет…

Мы видели, как радовались дети-сироты этим встречам, у них появилось столько новых друзей, впечатлений. Педагоги дома ребенка рассказывали: «Дети две недели ждут этой встречи и две недели спустя все еще восторженно вспоминают».

В этой «дружбе домами» мы использовали разные формы общения: проведение благотворительных акций, подготовка к праздникам и досугам, поздравления коллег с юбилеем, выступления детей с концертами, например, на день крестной мамы. Иногда только родители воспитанников детского сада приезжали погулять с малышами дома ребенка, заранее договорившись с администрацией, но чаще всего и больше всего нравилось детишкам дома ребенка бывать в гостях в детском саду.

Постепенно дети-сироты приобретали опыт социализации, учились строить взаимоотношения, а наши воспитанники постигали истины толерантности, видели, что все люди разные, что бывают дети-инвалиды и дети, у которых нет родителей. Но все дети любят играть, гулять, хотят иметь друзей. Общаясь с детьми-инвалидами, воспитанники детского сада проживали моменты сочувствия, учились быть милосердными. Так, в одну из встреч, когда дети все вместе водили хороводы в музыкальном зале, одна из девочек, с последствиями ДЦП, не стала в круг, а села на стульчик.

– Почему ты не танцуешь? – обратилась к ней наша воспитанница Катя.

– У меня ножки болят, я никогда не танцую, – ответила девочка.

– Тогда я тоже не буду танцевать, а посижу с тобой.

Катя взяла стульчик и села рядом. Этот трогательный пример сочувствия позволяет надеяться, что наши дети, приобретя опыт общения с детьми из дома ребенка, не будут показывать пальцами или открыто смотреть с удивлением на инвалида.

Такое общение с людьми, имеющими ограниченные возможности, с детьми-инвалидами нужно всем, и в первую очередь нам, взрослым, чтобы мы помнили, что за заборами детских домов есть дети, которым мы можем помочь, иногда просто погуляв и поговорив с ними, как это делали родители наших воспитанников. Добрые дела, акты милосердия необязательно должны быть масштабными. Можно начать с малого, с помощи одному ребенку-инвалиду или ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Нина ЛАГУТИНА,заведующая ДОУ №2374

О добрых делах, о тех, кто нуждается в нашей помощи, можно узнать на сайте МИЛОСЕРДИЕ.RU

Публикуя адреса детских домов, мы надеемся, что дети, воспитывающиеся в домах ребенка, смогут найти новых друзей.

Адреса детских домов (в каждом есть дошкольная группа) и домов ребенка города Москвы:

ЮВАО – детский дом №3, ул. Юных Ленинцев, д. 96,

к. 2, р-н Кузьминки; ст. м. «Кузьминки», тел. 172-57-01, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr3

ВАО – детский дом №4, Измайловское шоссе, д. 49А,

р-н Измайлово, ст. м. «Семеновская», тел. 369-10-39, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr4

ЦАО – детский дом №6 (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), ул. Пятницкая, д. 40/42, р-н Замоскворечье, ст. м. «Третьяковская», тел. 951-24-25, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr6

СВАО – детский дом №8 (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 129128, Москва, ул. Бажова,

д. 11, к. 4, р-н Ростокино, ст. м. «Ботанический сад», тел. 181-24-43, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr8

ЮЗАО – детский дом №9, ул. Профсоюзная, д. 118А, р-н Коньково, ст. м. «Коньково» (рядом), тел. 335-14-00, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr9

ЦАО – дом ребенка №10, Москва, Весковский туп., д. 7, строен. 1, тел. 8 (499) 978-78-67

ЦАО – детский дом №13, Плетешковский пер., д. 19,

р-н Басманный, ст. м. «Бауманская», web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr13

ЮВАО – детский дом №14, 2-я ул. Синичкина, д. 18, р-н Лефортово, ст. м. «Авиамоторная», тел. 361-10-19, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr14

ЮАО – детский дом №17, ул. Чертановская, д. 56А, р-н Чертаново Южное, ст. м. «Улица Академика Янгеля», тел. 387-13-96, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr17

ВАО – детский дом №19, Открытое шоссе, д. 29, к. 10А,

р-н Метрогородок, ст. м. «Улица Подбельского», тел. 167-70-66, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr19

ЮВАО – детский дом №20, ул. Верхние Пол, д. 19, к. 3,

р-н Люблино, ст. м. «Братиславская», тел. 351- 42-10, web-стр. www.mosgorzdrav.ru/dr20

Дом ребенка №9, 117437, Москва, Профсоюзная ул., 118А, тел. 335-14-00, ф. 335-14-00, http://www.mosgorzdrav.ru/dr9

Дом ребенка №21, 119517, Москва, Нежинская ул., 12, тел. 442-45-64, ф. 442-15-94, http://www.mosgorzdrav.ru/dr21

СВАО – дом ребенка №23, Москва, Молодцова ул., д. 1б, тел. 479-08-73, http://www.mosgorzdrav.ru/dr23

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту