search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Забытые кумиры

Программа информатизации идет вовсю – о ней пишут и говорят на самых разных уровнях. За последние несколько лет компьютеры появились и в городах, и в селах. Но Россия-то велика, и большинство ее школ – отдаленные сельские, там до сих пор во многих местах туго с телефонной связью, а значит, и подключение к интернету в принципе невозможно. Сейчас, когда идет уже второй этап программы информатизации России (2002-2003 годы), мы решили связаться с различными регионами нашей страны и узнать, как обстоят у них дела с обеспечением компьютерами и практическим их использованием.

Сколько уже написано и сколько продолжает писаться о той роли, которую компьютер мог бы играть в процессе обучения. Заметьте, мог бы играть, но не играет. Это по крайней мере странно, ведь процесс компьютеризации школ начался без малого двадцать лет назад. Именно тогда, в первой половине 80-х годов, в школах начали возникать первые компьютерные классы, оснащенные допотопной по нынешним меркам техникой и закрытые на окованные железом, покрытые паутиной сигнализации двери. Компьютер казался великим, загадочным и всемогущим, появился и новый предмет “Информатика”, переименовывавшийся за эти годы несчетное количество раз.
С начала 90-х в Россию хлынул поток западной техники, заставившей взглянуть на родные компьютерные классы со снисходительной жалостью. Оснащение школ компьютерами всерьез затеялось лишь с началом третьего тысячелетия. Федеральное правительство выделило немалые средства, и школы начали компьютеризовать. Сейчас вовсю идет компьютеризация сельских и городских школ. Многие школы, особенно в Москве и других крупных городах, обзавелись компьютерами, не дожидаясь правительственных щедрот, используя финансовые возможности спонсоров, взаимодействие с вузами. И чем больше машин появляется в школах, тем тише и неувереннее звучат голоса педагогов, пропагандировавших их дидактические возможности.
Действительно, а что же может компьютер? На уроках информатики учат, если отбросить красивые слова, все тому же – умению пользоваться компьютером. По сути, на этих уроках школы формируют будущего потребителя (сиречь покупателя) компьютерной техники. Кстати, неплохо бы производителям и продавцам компьютеров хотя бы частично оплачивать эту рекламную (иначе не скажешь) работу школ.
Школы сейчас снабжаются неплохими обучающими программами по ряду предметов: геометрия, физика и пр. Но уроки ведутся по старинке, с помощью доски, мела и бессмертного учительского слова. Почему? Причин здесь несколько. Во-первых, для использования этих программ нужен мультимедийный проектор (а он один стоит столько же, сколько недорогой компьютерный класс), либо занятие нужно проводить в самом компьютерном классе, что весьма проблематично из-за его малой вместимости (12 человек) и постоянной занятости. Во-вторых, подготовка даже одного такого урока с использованием этих программ требует достаточно больших затрат времени и нынешнему перегруженному учителю явно не нужна. Многие учителя, получившие поистине царский подарок: “Рабочее место учителя” (процессор, монитор, сканер, принтер, проектор, цифровой фотоаппарат), зачехлили его или используют в качестве печатающего множительного устройства.
Большое будущее предрекали компьютеру как средству дистантного обучения. Но и тут он эффективен как вынужденная мера, когда обучающийся физически не может непосредственно контактировать с преподавателем. Во всех других случаях явно предпочтительнее живое слово, живой контакт. Кстати, когда-то такое же большое будущее предрекали дистантному обучению при помощи телепередач, существовал даже специальный учебный телеканал, шли телеуроки… Где это все теперь? Ничто не заменит этого чуда взаимодействия, доверия и понимания между учителем и учеником.
Нет, я не противник компьютера, работаю на нем постоянно и уже не представляю себе без него жизни. Но это лишь сложный инструмент, умение пользоваться которым – насущная необходимость сегодняшнего и, несомненно, завтрашнего дня. Конечно, школа должна готовить хотя бы грамотного пользователя, но без наличия подобного аппарата дома это невозможно.
Не нужно излишних иллюзий по поводу обучающих возможностей компьютера – применительно к школе их практически нет. Жаль, что на это увлечение тратятся огромные государственные средства: школы зачастую буквально заваливаются абсолютно им ненужными, залежалыми мультимедийными продуктами по совершенно астрономическим ценам. Я думаю, что сами учебные заведения распорядились бы этими средствами с гораздо большим эффектом.
На протяжении последних почти что ста лет педагогика не раз связывала свои самые радужные надежды с какими-либо техническими средствами обучения: радио, кинопроекторы, диапроекторы, телевидение, магнитофоны, видеомагнитофоны – все это отжившие кумиры педагогики. То же и компьютер. Период увлечения пройдет, компьютер займет свое скромное место в жизни и школе, но ничто и никогда не заменит Учителя.

Василий ВАШКОВ,
учитель биологии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте