search
main
0

ЗАБЫТОВА Светлана Владимировна, родилась в 1972 году в поселке Поярково Амурской области. Закончила Дальневосточный государственный университет, с ноября 1994 года преподает историю и обществознание в гимназии искусств города Белогорска Амурской области. Педагогический стаж – четыре года.

Работая по государственным программам, с целью повышения мотивации изучения гуманитарных наук (что очень важно в условиях специфики гимназии искусств), Светлана Владимировна пришла к необходимости создания проекта авторской программы “Эстетика”, элементы которой апробируются на уроках истории в 5-11-м классах. В 1997-1998 учебном году осуществлен переход на концентрическую систему преподавания истории.

Учитель года-99 Амурской области.

Легче зажечь одну

маленькую свечу, чем

клясть темноту.

Конфуций

Задумывались ли вы иногда, что нам довелось жить в одном из самых таинственных (а может, и самых роковых) моментов развития человеческой цивилизации? Неумолимое время подталкивает нас к невидимой черте, разделяющей тысячелетия. К концу уходящего века становится несомненным, что информационные технологии развиваются невиданными темпами, стремясь охватить все сферы человеческой деятельности. К сожалению, не столь общепризнанным является утверждение, что подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к сложной и зыбкой иррациональной реальности внутреннего мира личности. По моему глубокому убеждению, именно этим двум проявившимся тенденциям предстоит определить весь ход истории грядущего столетия.

Какую же роль предстоит исполнять педагогу в условиях формирования качественно нового этапа развития цивилизации? Обязан ли учитель в первую очередь давать совершенно определенный набор знаний, умений и навыков? Если остановиться на этой позиции, то кто возьмет на себя смелость определить “необходимый и достаточный” для дальнейшей жизни “саквояжик теории”? И что тогда ожидает тех, в ком самой природой заложено стремление к большему, неутолимая жажда самосовершенствования и саморазвития? Согласитесь, трудно представить современного человека без умения ориентироваться в море новейших и современнейших знаний, требуемых зарождающимся техногенным и информационным обществом.

…Очень часто вспоминаю свой первый год работы в школе после окончания университета. Меня, “умудренного годами студенчества” молодого специалиста, старшеклассники легко повергали в пучину сомнений и страха. Пятнадцатилетние подростки, имеющие совершенно взрослый и сложившийся взгляд на жизнь, просто пугали меня своей самостоятельностью и проницательностью. Они видели меня насквозь: со всеми моими волнениями и переживаниями, с боязнью чего-то недосказать, упустить, не вспомнить из-за недостатка опыта.

“Не нужно так сильно волноваться за нас, – снисходительно сказали в доверительной беседе мои десятиклассники. – Если нам будет нужно, мы сами все выучим и ответим на экзаменах как должно. Самое главное – то, что на ваших уроках интересно…”

Неужели простое человеческое общение оказывается в глазах учеников более ценным, чем “краеугольные камни” теоретических построений и их практическое построение? Неужели главное – не научить, а пробуждать интерес к своему предмету, увлекать, создавать фантазийно-игровую приятную атмосферу? Прямо не образовательное учреждение, а какой-то клуб по интересам… Принимая подобную позицию, мы рискуем потерять в пучине грез и мечтаний наследие Аристотеля и Ницше, Ньютона и Эйнштейна, рискуем отречься от наследия, накопленного тысячелетней историей человечества.

Несомненна мысль, что зарождающееся тысячелетие нуждается в личностях, имеющих не просто минимальный набор знаний, умений и навыков. Поэтому роль педагога, всегда признаваемая и ценимая очень высоко, в современных условиях наполняется новым содержанием. На мой взгляд, если человек и способен чему-либо научить другого, то имеет смысл учить не вещам и системам их взаимодействия, не универсальным методикам и приемам обработки материалов и информации, но самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу.

Наша страна вступила в эпоху глобальных противостояний и противоречивых реформ. Прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя, а новые, которые определили бы перспективы развития и объединили общество, еще не выработаны. С середины восьмидесятых годов “дорогие россияне” оказались в духовном вакууме, через десятилетие заполнившемся хаотическим движением сталкивающихся между собой идеек и идеальчиков. Средства массовой информации творчески пропагандируют “американскую сказку”, выдаваемую за единственно правильный стиль жизни, и призывают компилировать образ бытия “заокеанских соседей”, заполняя и тем самым обедняя духовный мир человека, сужая горизонты сознания. Ценности же ушедшего “тоталитарного строя” отрицаются и уничтожаются как несущественные и несуществовавшие.

…Шел обычный урок. Старшеклассники прилежно записывали в тетрадки основные тезисы изучаемой темы, работали с учебником и документами. И вдруг с места прозвучал вопрос: “Что значит аббревиатура ВЛКСМ?” Автоматически расшифровав ее, я замерла, не увидев на лицах ребят ни понимания, ни интереса. Пролепетав что-то вроде: “…как, неужели вы не знаете?..”, я прошла в глубь класса, присела за свободную парту и стала рассказывать… о том, что вспоминала “здесь и сейчас”: о заседаниях комсомольского комитета, о выборах в школьный актив организации, об издаваемых стенгазетах “Свободу Леонарду Пелтиеру!”, о песнях Дина Рида, о сборах металлолома, о письмах в Белый Дом (самому Рейгану, представьте!) с лейтмотивом “Мы – за мир!”…

Выражение лиц ребят менялось: от радостно-облегченного (ура, урока не будет) до удивленно-пренебрежительного (ну этого не может быть) и напряженно-озадаченного (неужели это было совсем недавно? Мы бы поняли, если бы про это говорила какая-нибудь старушка, но молодая историчка…). А на следующий день увлеченно, взахлеб рассказывали, что их родители и дедушки с бабушками тоже помнят свое пионерское детство и комсомольскую юность…

Таким образом, учитель является не только носителем знаний, вооруженным определенными педагогическими приемами. Прежде всего он носитель опыта (в том числе личного, в том числе – ошибочного), передача которого новому поколению предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение “чувств добрых”.

Думается, что в современных условиях именно учитель должен встать на защиту нравственного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать во благо общества. Поэт давно уже решил эту проблему:

Чистоту, простоту мы у древних

берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро всегда

остается добром

В прошлом, будущем и

настоящем.

В. Высоцкий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте