Так мы озаглавили нашу беседу в N 8 “УГ” с.г. с Наталией Селивановой, доктором педагогических наук, руководителем Научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО. Любой педагог, поклонник, скажем, капитал-шоу “Поле чудес”, сразу отгадает слово “коллектив”. Ведь и сегодня с “реабилитацией воспитания” в большинстве случаев класса, школы как коллектива нет. Каждый выживает в одиночку.
И тем не менее нынешнюю беседу можно было бы назвать “Воскресшее слово”. Это не преувеличение – повсюду предпринимаются попытки создания классного, школьного коллектива как основы формирования личности.
“Да я их всех, как облупленных, знаю!”
– Прежде чем поразмышлять над этим вопросом, нужно четко представлять себе, кто у вас в классе лидер. К сожалению, и как ни странно для него самого, педагог не всегда на самом деле это знает. Как-то года два я вела семинар для классных руководителей. Аудитория была практически постоянная. Я, помню, говорила, что классы необходимо изучать – довольно банальная истина. Но тут встает одна слушательница: “Наталия Леонидовна, да мы их всех, как облупленных, знаем. Я со своими уже семь лет работаю”. Пришлось пойти на хитрость: “И все же необходимо провести предлагаемые методики изучения класса. Чисто формальный акт, но вы же должны получить справку, что прослушали курс. Так что уж, пожалуйста, сделайте это”.
А потом началось… Методики показали, что очень многие отнюдь не так хорошо знают ни своих классных лидеров, ни внутреннюю структуру межличностных отношений.
– Как же так?
– Очень просто. Эта самая внутренняя структура очень динамична. Ведь даже когда класс возвращается после летних каникул, мы имеем дело с совершенно другими детьми. Какие-то три месяца коренным образом их меняют. Поэтому опять-таки необходимо знать этих новых лидеров, их желания, возможности… Как с ними себя вести – дальше все будет зависеть от педагогической инструментовки.
– Часто администрация гордится педагогом, который взял детей, предположим, в 4-м классе и довел до 11-го.
– А я считаю, как правило, ничего здесь нет хорошего. Я объясню сейчас, почему: позиция классного по отношению к своему классу меняется на протяжении обучения хотя бы четыре раза. В начальной школе неумелых малышей надо и учить, и “пасти”. В младшем подростковом возрасте дети многое умеют, учитель в новой роли – он ведет, руководит. Старшие подростки – к этим, извините, так просто уже “на козе не подъедешь”. Здесь воспитатель только создает условия, чтобы они смогли реализовать свои возможности, ощутили себя полноценными творцами. Для старшеклассников вы уже просто старший друг, консультант. Ну скажите, каждый ли может столько раз менять свою позицию?
Работала я с одной молодой учительницей начальной школы. Пока ее дети подрастали, сама закончила вечерний институт и стала преподавателем истории. Разумеется, повела свой класс дальше. Дети ее обожали. Она их любила. И вдруг в 7-8-м начались такие жуткие конфликты. А с чем это было связано? Да просто она продолжала к подросткам относиться как к малышам: “Дети, встали, сейчас мы идем на классный час. Петя, ты расскажешь об этом, Маша – тебе поручается то…”
– Это от возраста педагога, наверное, зависит?
– Возможно. У меня, например, был период, когда я очень любила работать с подростками. Прыгала с ними во дворе через веревочку, бегала по лесу… Сейчас я ни за что не пошла бы в подростковые классы.
– Но у нас же как? Работаешь в старшем классе – ты как бы и учитель, и классный руководитель, что называется, первого сорта. Кого поздравляют на выпускном вечере? Ну в лучшем случае учительницу начальной школы и, естественно, “выпускающего” – классного руководителя.
– Верно подмечено – это общая ситуация. И поэтому наша внутренняя позиция: лучше, престижнее работать со старшеклассниками.
– Но как сегодня человек может работать классным руководителем, например в 10-м, если не знает названий музыкальных групп?..
– Если идешь “в старшие”, сразу обрекаешь себя на необходимость вхождения в молодежную субкультуру. То есть хочешь не хочешь, тебя должно интересовать то, что интересует ребят. Иначе никакого контакта не установится.
Освобожденный от чего?
– Наталия Леонидовна, у нас немало писем с классическими вопросами о деятельности классных руководителей.
– Постараюсь “ваши классические” вопросы задать себе сама. Наверняка многие спрашивают о классных руководителях, классных кураторах, освобожденных классных воспитателях, не могут разобраться, что тут к чему. До сих пор идут дискуссии, зачем нужен освобожденный классный воспитатель.
Я не могу ответить однозначно. Все имеет свои плюсы и минусы. Обычный классный руководитель – хорошо это или плохо? Тоже однозначного ответа не найдем. На самом деле все зависит от того, какой класс. Если бы мы были здоровы и богаты, то на самом деле должны были дифференцировать классное руководство. Поясню. Есть классы, которым достаточно куратора, им, может, нужен просто собеседник, с которым можно что-то обсудить, в жилетку поплакаться…
Есть классы, которым не только освобожденный классный воспитатель, но и классная дама необходима, чтобы сидела на каждом уроке и за каждым присматривала.
– Кажется, сам термин “освобожденный классный воспитатель” не слишком удачен – от чего, собственно говоря, он освобожден?
– От уроков, это понятно. Но хорошо ли это, вот в чем вопрос. Из чего складываются отношения детей к педагогам: прежде всего, насколько он профессионален. То есть можно, конечно, завоевать сердца ребят иными способами. У меня есть, например, аспирантка, которая уже лет пять или семь работает классной дамой, но я-то знаю, сколько усилий пришлось приложить, чтобы дети ее признали. А хороший предметник делает это за два урока.
Оставьте проблемы за дверью
– Другое дело, я убеждена, что позиция одного и того же учителя как классного руководителя и как учителя все-таки неодинакова. Вне урока педагог больше раскрывается как человек со всеми своими сложностями. Но мы, как правило, для детей закрыты. Они в нас не видят людей. Вот вам пример из моей собственной практики. Когда у нас, первоклашек, заболела учительница, мы, четыре или пять девочек, пришли ее навестить. Я до сих пор помню, какой испытала шок, когда увидела, что учительница лежит в постели. Я-то ее привыкла видеть улыбающейся, как-будто беззаботной, с указкой у школьной доски.
– Но согласитесь, мы же все время говорим, что учитель все свои проблемы должен оставлять за дверью класса.
– Но это неправда. Если дома случилось несчастье, а мы приходим в класс с улыбкой и делаем вид, что все в порядке – это вранье. Я знала одну учительницу, у нее умер муж. А она через два дня как ни в чем не бывало пришла на какое-то школьное мероприятие. Я ее не осуждаю: может быть, для нее это был способ личной защиты и нужно было выйти на люди, развеяться. Но она так искусственно себя вела… Дети смотрели на нее, как на человека, у которого не все в порядке. Ну сказала бы: “Ребята, у меня такое несчастье”, они бы все поняли.
– Согласна, педагоги очень закрыты, загорожены, что ли. Но это не значит, что они должны “вешать” свои проблемы на детей.
– Конечно. И речь не об этом. Но и стена между теми и другими не может быть столь монолитной. Налаживание взаимоотношений с классом в значительной степени зависит от того, какую личность они в нас видят, какие мы люди.
“У нас детей для штабов не хватает”
– Очень часто классные руководители не понимают, в чем содержание их нынешней деятельности: “Ну что нам с ними делать, собственно говоря?”
– В наше время, когда нет национальной идеи, единых подходов ни в чем, для школы спасение в культуре. Это как бы безопасная сфера деятельности. Причем с детьми можно говорить о самой разной культуре – художественной, экологической.
– А формы деятельности каковы, на ваш взгляд?
– Думаю, что самой эффективной формой организации является групповая работа. Ну вот если классный руководитель свой опыт проанализирует, увидит, что начиналось все на уровне группы, затем – переход на уровень класса, а потом уже, запустив эти механизмы, первоначальные рычаги, можно опять вернуться к личности ребенка. В реали это, конечно, параллельный процесс.
Почему так прижились КТД, методика И.Иванова? Потому что коллективные творческие дела как раз построены на этой групповой работе. Почитайте соответствующую литературу, авторы утверждают, что для них самое важное – отношения, а КТД – только способ, чтобы эти отношения возникли.
– Но вы же знаете, наши педагоги какие книги в основном покупают – те, где все расписано до мелочей.
– Прежде я была резко отрицательно к этим методичкам настроена: у нас, мол, учитель творческий, зачем ему набор мероприятий чьих-то? Но потом поняла, что не каждый способен на творчество, профессия-то массовая. Так, может, учителя, которые на свое не способны, лучше по этому сценарию “мероприятие” проведут.
Другое дело, когда педагог на следующую ступеньку шагнул, понимает, что этот сценарий написан под определенный класс. И то, что годится для одних, для других обернется неудачей. Но, с другой стороны, чем хороши эти сценарии – они дают некую возможность выбора.
Пожалуй, угадаю еще один “классический” читательский вопрос – о самоуправлении.
– Верно, больная тема. И, кстати, очень модная, для отчетов выгодная.
– Вот именно, когда вы задумываетесь о самоуправлении, должны ответить для себя на один вопрос: а для чего оно? Если скажете: ну как же, так нужно, – тогда никаких проблем. Создаете органы самоуправления, успешно про них забываете, и во всех отчетах пишете, что у вас есть классное или школьное самоуправление. Если самоуправление нужно для организации жизнедеятельности детей – другое дело. Но тут у вас и начинаются проблемы. Потому что самая сложная сфера деятельности классного руководителя – это сфера рождения самоуправления в классе или школе. Ведь самоуправление – это не органы, а работа детей по организации собственной деятельности. Случается, они начинают предлагать такое, что вы и не знаете, что с этим делать.
У нас часто вспоминают случай, который стал практически педагогическим анекдотом. Пришли люди в одну школу на семинар, посвященный проблеме самоуправления. Коллеги все показали, все рассказали – тут у нас такой штаб, тут такой, и все они взаимодействуют. В общем, идеальная картина. А когда гости спросили: “А проблемы-то какие у вас, вы же так замечательно работаете?” И услышали: “У нас детей для штабов не хватает”.
– Мы говорили о важности рождения педагогических отношений. Я так понимаю, они появляются лишь в реальной конкретной деятельности.
– Конечно. Но не только. Я убеждена еще и в том, что классный руководитель прежде всего должен быть психологом. Понимаете, научить организовать деятельность в принципе можно любого педагога. А научить работать “на уровне отношений” очень сложно. Вы слышали, конечно, о “девятимесячных” психологических курсах. Если бы эти курсы закончил каждый классный руководитель, он бы совершенно по-другому на многие вещи смотрел. И отношения выстраивались бы иначе во многих случаях.
Елена КОМАРОВА
Комментарии