search
main
0

Забытое слово «вожатый»…

О тех, кто ведет за собой

Совсем не часто, к сожалению, приходится сегодня слышать от школьников восторженные рассказы о том, что интересного было на занятиях, что порадовало, удивило, вызвало желание узнать об этом побольше. Обычно на вопросы взрослых об этом дети пожимают плечами или отделываются общими фразами.

 

Но в этот раз по возвращении из школы счастливые эмоции просто переполняли нашу младшую внучку Ангелину. С сияющими глазами она спешила похвалиться, побыстрее рассказать о поразительном событии. Оказывается, к ним, четвероклассникам, пришла из восьмого класса ученица Даша и сообщила, что будет учить их танцам. Всем очень понравилось ее предложение. С тех пор, как делилась с нами потом внучка, на переменах некогда стало «тупо сидеть в телефоне». Мы с женой радовались за внучку и ее одноклассников. Увы, недолго, к общему огорчению малышей, продлилась эта хорошая, нужная инициатива. Через несколько занятий юная «учительница танцев» пропала из виду. Почему это случилось, дети толком даже не знали. Перестала приходить, и все!

Судя по всему, школьные педагоги не проявили никак своего участия в поддержке доброго дела. Может быть, нынешним учителям просто не до этого и им совсем не знакомо широко распространенное в свое время вожатское движение? Оно помогало организовать с детьми интересную, приносящую радость работу, дополняло внеурочную деятельность, способствовало воспитанию дружного коллектива. По этому поводу хорошо высказался Антон Семенович Макаренко. Благодаря вожатскому движению удовлетворялась естественная потребность детей украшать жизнь элементами игры, музыкой и другими внешними атрибутами, заметил великий создатель целостной концепции коллектива.

По моему глубокому убеждению, классные руководители, учителя не могут стоять в стороне, быть, образно говоря, на задней парте при появлении хорошей инициативы у школьников. Необходимо инициировать и всячески поддерживать шефство старшеклассников, повышать среди детей авторитет вожатого, укреплять позицию самого педагога в ученическом коллективе. Возрождение и дальнейшее развитие такой общественной деятельности старшеклассников должно стать важной задачей современных молодежных организаций и движений школьников. Приобщение старшеклассников к работе с младшими – это и возможность повлиять на решение такой важнейшей на сегодня задачи, как устранение дефицита педагогических кадров в российских школах.

Только благодаря целенаправленной совместной работе преподавателей и учеников в родной средней школе №1 города Севска, где я учился, а потом и трудился, осуществилось мое желание стать учителем. Особую роль в этом сыграл преподаватель физкультуры, военрук Евгений Николаевич Ближенский, яркая, неординарная личность. Фронтовик, герой-орденоносец, он и в мирное время совершил настоящий подвиг, заключающийся в самозабвенной любви к детям и к профессии учителя. У нас в многочисленных разновозрастных спортивных секциях занятия в младших группах поручалось проводить лучшим спортсменам-старшеклассникам, членам сборных команд школы. Конечно, все это происходило под руководством уважаемого учителя. Помню, как хотелось нам, пяти-, шестиклассникам, во всем походить на юного тренера Александра Фетисова, мы гордились дружбой с этим успешным спортсменом. Наверное, не случайно наш любимый Александр Сергеевич, как и многие другие юные наставники, стал впоследствии педагогом.

А когда мы, старшеклассники, уже будучи вожатыми «Уличного отряда», организованного по месту жительства, создавали спортивную команду из учеников начальных классов и обустраивали свой стадион, первым нам на помощь пришел наш учитель. Евгений Николаевич поддержал затею, обеспечил сеткой и мячом, вместе с нами создавал городошную и волейбольную площадки, готовил ямы для прыжков.

Вожатская забота о младших помогла мне обрести свое призвание и выбрать учительскую судьбу. Она оказалась счастливой. Ведь была согрета любовью, светом, теплотой сердец многих дорогих мне наставников, таких как Евгений Николаевич Ближенский.

И в заключение о другом, но тоже важном для меня. Помню, как, став студентом пединститута, я с радостью рассказывал знакомой сверстнице об удачно выбранном жизненном пути, о том, как мечта о будущем учительстве помогает преодолевать все трудности в учебе. На что та только пожала плечами, остудив мой восторг, заметила: «Ну что ж, если нет иной дороги – иди в педагоги». С девушкой мы больше не встречались, но этот разговор врезался в память на всю жизнь. Обида от ее слов не дает покоя и сегодня. Как могло общество согласиться с тем, чтобы учитель попал в число самых низкооплачиваемых и малообеспеченных людей?! Ведь совершенно ясно, что униженный учитель не может воспитать счастливого человека. И эта проблема отношения властей к положению учительства остается актуальной, ее невозможно игнорировать особенно сейчас, в Год педагога и наставника.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте