search
main
0

Заботливый, милосердный? Врач! 2-й класс. Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»

Проект является итоговой работой по теме «Профессии», которая изучается на уроках предмета «Окружающий мир» во 2-м классе (программа «Школа России»).

Цели: – ознакомить детей с многообразием профессий;- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;- определить, какими качествами обладают люди той или иной профессии;- ознакомиться с профессиями своих родителей;- определить, кем хотят стать учащиеся на данном этапе обучения;- сформировать ответственное, добросовестное отношение к учебному труду.Формы реализации: беседы, экскурсии, игры.Учет возрастных особенностейПеред подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо ознакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. с профессиями людей, чей труд дети видят ежедневно. Представления о профессиях у ребенка 7-11 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа папы или мамы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, но даже об этих профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном адаптации ребенка к жизни.Наглядность, используемые современные информационные технологии: материалы Интернета, презентации о профессиях, создание альбомов, презентаций о профессиях силами учащихся и родителей.АнкетированиеПодготовительная работа1. Объявление учащимся и родителям о работе над проектом «Все профессии важны».2. Составление плана работы над проектом. 3. Представление плана работы детям и родителям.Содержание (См. табл.)Предполагаемые результаты:- у детей сформируются знания о мире труда и профессий, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;- появится интерес к трудовой, учебной и профессиональной деятельности, желание овладеть какой-либо профессией;- в учебном труде дети будут проявлять трудолюбие, активность, добросовестность, ответственность.Тест «Знаешь ли ты профессии?»1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?а) художник;б) оформитель;в) маляр – 1 балл.2. Чем занимается хлебороб?а) печет хлеб;б) выращивает хлеб – 1 балл;в) сеет зерно.3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?а) строитель;б) чертежник;в) архитектор – 1 балл.4. Представитель какой профессии лечит животных?а) врач;б) животновод;в) ветеринар – 1 балл.5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.Высокий уровень – 15 и более баллов.Средний уровень – 10-14 баллов.Низкий уровень – 9 и менее баллов.Задания, предлагаемые детям на уроках русского языкаС целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:- водитель – внимательный, ответственный, зоркий;- врач – добрый, заботливый, милосердный;- продавец – вежливый, предупредительный, знающий.При этом обращается внимание учащихся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии. Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:- Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться друг с другом информацией.Знакомить учащихся с трудовой деятельностью людей можно при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита учащимся предлагается упражнение-соревнование на знание не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита: а – агроном, б – бухгалтер, в – водитель…Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую составляющую, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения на эту тему, подобрать слова для разбора и т. д.Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессии моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности. Можно предложить детям придумать 10 профессий, например, на букву п (плотник, пекарь, продавец, писатель, повар, почтальон и т. д.). Еще одна идея: учитель выдает детям карточки с названиями различных профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного специалиста (например, для врача: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т. д.). Задания, предлагаемые детям на уроках окружающего мираВажная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам окружающего мира. На занятиях учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы. Задания, предлагаемые детям на уроках математикиРазвитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники. Задачи типа: «По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…» – основа для психологической подготовки детей к труду, они помогают понять его созидательную силу. Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Например, условия задач, посвященных труду хлеборобов: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3 минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях. Задания, предлагаемые детям на уроках изобразительного искусства, музыки, технологииНа уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнью и деятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у детей элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и др.Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которых учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т. д.Урок трудового обучения в начальных классах должен содержать определенные профориентационные сведения. Ученики знакомятся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов. Важно, чтобы эти сведения были верными и объем их был посильным для данного возраста.Таким образом, содержание уроков по различным предметам позволяет развивать понятия о труде людей, о мире профессий.

Ирина РОМАНОВА, учитель начальных классов Атамановской средней школы Сухобузимского района Красноярского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте