«Забота» – это слово чаще всего слышалось на конференции. Волонтеры в жилетках с надписью «Заботливая школа» с улыбкой встречали всех участников форума при входе в здание Московского центра качества образования. Здесь в просторном зале прошел первый день Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем – Заботливая школа»-2022.
На большом экране здание, больше похожее на яркий детский конструктор. Это Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Мальчик из Калуги дал имя замечательному инновационному учреждению. Здесь успешно помогают детям преодолевать болезни, считавшиеся неизлечимыми. Центр не только самый крупный в Европе, ЮНЕСКО внесло его в список пятидесяти самых уютных клиник мира. В этом году исполнилось десять лет такому теплому и доброму дому. Именно в его стенах произошло настоящее чудо – проект создания госпитальных школ, зародившийся в умах и сердцах неравнодушных людей, обрел реальные черты.
В 2014 году при поддержке правительства Москвы московская школа №109 на базе вышеназванного центра и Российской детской клинической больницы запустила инновационный проектный офис «УчимЗнаем».
Как рассказал вдохновитель проекта директор школы №109, академик РАО Евгений Александрович Ямбург, идея создания госпитальных школ родилась в далекие восьмидесятые годы. Вместе с выдающимся онкологом-гематологом Александром Григорьевичем Румянцевым они при встречах с больными детьми в боксах остро осознавали, что нельзя маленьким пациентам ощущать свою оторванность от сверстников, от мира детства. Надо кардинально менять эту ситуацию.
Отметить, что непросто было стать первопроходцами в создании образовательной среды в стационарах для длительно болеющих детей, значит ничего не сказать. Преград пришлось преодолевать немало. Но отрадно, что четвертая Всероссийская конференция с международным участием ярко показала – практика госпитальных школ, их опыт по организации учения стали настоящим прорывом в будущее. На это делали упор все участники конференции в своих докладах. Но все по порядку.
Сергей Шариков, руководитель проекта госпитальных школ «Учим Знаем», почетный работник общего образования РФ, профессор, произнес ключевую фразу: «Госпитальная педагогика – это новое понимание школы, она важна для всех учителей страны».
На форум прибыли учителя и врачи из разных российских регионов, из ближнего зарубежья. Основной целью конференции стало обобщение опыта и обсуждение научно-практических аспектов проблематики, связанной с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому.
Как отмечали все выступавшие, дети, находясь на лечении, ценят возможность учиться, они не желают отставать от сверстников. И родители, видя это, совсем по-другому осознают значимость образования в жизни своих сыновей и дочерей. В докладе «Московская модель госпитальной школы: от эмпирического опыта к научному знанию» Сергей Витальевич Шариков обратил внимание на особенность образовательной среды, где сотрудничество всех взрослых и детей приносит многие добрые плоды. Например, уровень доверия и позитива у детей, которые продолжают учебу во время лечения, заметно повышается.
Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета профессор Аркадий Аронович Марголис считает, что научных исследований, связанных с госпитальной педагогикой, должно быть больше. Какое место госпитальная школа занимает в существующей системе образования? Каким образом влияет она на социум? Как связано обучение с положительной динамикой процесса выздоровления? Образовательная среда госпитальных школ – уникальное явление, здесь появляется немало того, чего нет в обычной школе. Например, учитель-тьютор. В классно-урочной системе есть просто учитель, для индивидуальных занятий есть репетитор. А в госпитальной педагогике появляется третья фигура – учитель-тьютор.
Было над чем подумать после выступления каждого спикера. Действительно, провести уроки и уйти – это не для педагогов, которые общаются с длительно болеющими детьми. От них требуются особые качества. Это и готовность к любой непредсказуемой ситуации, и умение тонко чувствовать текущий момент, и необходимость грамотно взаимодействовать с детьми и родителями, понимать их состояние, помогать…
Сегодня педагогов, которые не только знают свой предмет и методику его преподавания, но и хорошо знакомы с такими науками, как медицинская психология, дефектология, готовит Московский педагогический госуниверситет, на днях отметивший свой 150‑летний юбилей. Примечательно, что на флагманской площадке этого вуза открыты также аспирантура и магистратура. Жизнерадостная Юлия Индюкова, с которой мы познакомились в кулуарах форума, рассказала, что учиться в магистратуре ей очень нравится. На конференцию Юлия Игоревна прилетела из Норильска, чтобы набраться новых идей, поделиться своим опытом с коллегами, услышать их мнения. В рамках конференции прошли также мастер-классы, где профессионалы своего дела демонстрировали лучшие практики обучения детей.
Конференция подарила немало добрых встреч. Делегацию из Кыргызстана в жилетах с национальным рисунком трудно было не заметить. Ирина Борисовна Ем, директор 60‑й школы города Бишкека, призналась, что для нее и педагогов, работающих с детьми, находящимися в медицинском стационаре, пребывание на форуме – яркое событие в жизни. В перерыве мы вместе с удовольствием посмотрели выставку работ Екатерины Рождественской, вернее, ее совместный фотопроект со школой «УчимЗнаем». Восхищались, как точно попадают в образ и передают настроение своих героев дети в костюмах шекспировской эпохи. Говорили и о том, как хорошо, что в жизни детей, вынужденных находиться в стенах клиники, происходят встречи с мастерами искусства, выдающимися людьми. У проекта «УчимЗнаем» множество замечательных партнеров, настоящих друзей.
Три насыщенных дня форума вместили в себя много интересного и полезного. Ирина Боровова, член Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества, президент межрегиональной общественной организации «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!», заставила задуматься над непростой задачей. Как отвечать детям на вопросы: «А правда ли, что я умру?», «Когда это случится?». Дети хотят говорить с нами о том, что их сейчас волнует, заметила Ирина Валерьевна, отвечать надо честно, а не скороговоркой, мол, не думай об этом, выбрось из головы. Педагоги, работающие в госпитальных школах, умеют отвечать на трудные вопросы. Признание ученика, что учитель госпитальной школы – самый лучший тьютор по жизни, дорогого стоит. Хорошо, что труд уникальных педагогов замечен и отмечен не только учениками и их родителями. Ирина Боровова как учредитель премии «Будем жить!» назвала имена педагогов, ставших ее лауреатами в номинации «Дарящий знания».
Госпитальная педагогика кардинально меняет многие привычные вещи. В госпитальной школе все необычно, даже названия аудиторий: «Занимательная», «Солнечная», «Радостная». И уроки в них проходят так интересно, что ученики вздыхают: «Как быстро пролетело время…» Потом, возвращаясь домой, пишут письма, что скучают по той школе, которая была во время лечения.
У Сергея Витальевича Шарикова накопилось немало трогательных историй о дружбе с бывшими пациентами. Признается, что поначалу, когда создавалась школа, ему очень не нравился вопрос: «А зачем нужна учеба детям, которые обречены?» Потом понял, этот трудный вопрос имеет право на существование. Значит, и ответ на него тоже должен быть. И он нашелся! Мне приходится общаться с родителями учеников, которых уже нет с нами. И они обязательно вспоминают школу, пояснил Сергей Витальевич, добрые, светлые воспоминания о школе помогают улыбнуться и понять, что все было не напрасно.
Как поведала бывшая ученица Мария Федорович, именно во время лечения она ощутила вкус учебы, нашла настоящих друзей. Узнав о ее болезни, прежние школьные подруги поначалу задавали неприятные вопросы о внешности, а потом вообще перестали общаться.
– Я была активной, любила компании. Болезнь стала для меня крахом. Не хотелось жалости, ведь она зачастую была наигранной. Почему бы просто не улыбнуться, обнять человека, а не выдавливать из себя слова. Теперь я понимаю, что все было не зря. Это судьба, что я попала в Центр имени Димы Рогачева. Здесь, в школе, я стала не просто ученицей, а нашла настоящих друзей. Те, прежние, были ненастоящие, – подвела итог Мария.
Сегодня Маша, вернее Мария Игоревна, педагог флагманской площадки проекта госпитальных школ «УчимЗнаем». Теперь она дарит детям свои заботу и любовь.
Валентин Воробьев, коллега Маши, тоже педагог, на вопрос, хочет ли он забыть о том, что пришлось пережить во время болезни, ответил честно как о давно решенном: «Конечно, нет!» Валентин Сергеевич пояснил: «Я понял, что болезнь – все-таки часть моей жизни. Сегодня мне постоянно приходится делиться пережитым с другими детьми. Я знаю, что им сказать».
Справка
Флагманская площадка проекта «УчимЗнаем» в Москве организована таким образом. Школа №109 реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений.
В Москве действует 7 площадок проекта «УчимЗнаем», в которых обучаются порядка 5000 детей ежегодно.
Начиная с 2015 года московская модель госпитальной педагогики начала масштабироваться в регионах России.
В России создано 60 региональных площадок от Владивостока до Калининграда, где каждый день с детьми, находящимися на длительном лечении, занимаются педагоги-тьюторы. На этих площадках обучаются более 7000 детей ежегодно.
С 2018 года госпитальная модель педагогики масштабируется на страны СНГ (Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан и Армения).
Ежегодно на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» проходит Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем – Заботливая школа» (www.caringschool.ru).
Проектный офис «УчимЗнаем» является институциональным членом Европейской ассоциации госпитальной педагогики (HOPE), зарубежные коллеги – участники мероприятий в рамках реализуемого проекта.
Совместно с проектом «УчимЗнаем» реализуется свыше 20 партнерских программ с различными образовательными, некоммерческими, благотворительными, родительскими и другими организациями по обеспечению прав ребенка на доступное и качественное образование независимо от трудной жизненной ситуации, в которой он оказался.
Надежда ТУМОВА
Комментарии