search
main
0

Забор нужно ломать

Готово ли человечество к «дивному новому миру»?

22 марта состоялась премьера педагогической комедии заслуженного учителя России Евгения Ямбурга. Спектакль «Забор» стал настоящей сенсацией.

Хочу рассказать о спектакле, который в конце этого года поставил с нами директор школы Евгений Ямбург. Спектакль называется «Забор». Постановка вызвала необыкновенный отклик со стороны друзей, родителей, учителей и гостей спектакля – известных в мире культуры людей, которые приняли приглашение и пришли на спектакль Ямбурга.
«Оттепель», в Москве отгремел фестиваль молодежи и студентов 57‑го года, «железный занавес» приоткрылся… В один из пионерских лагерей приезжают «иностранцы» – дети русских эмигрантов из Америки, уехавших из России еще до революции. Перед руководством лагеря поставлена задача – смотреть за ними на протяжении всей смены, сохранить идеологическую устойчивость пионеров и по возможности «перековать» буржуазных пришельцев. Гостей двое, брат с сестрой, по-русски говорят, только не владеют современным разговорным. С их приездом жизнь в лагере заметно преображается: по ночам пионеры танцуют твист и слушают Элвиса Пресли, американец выводит русские народные мотивы на закате… на саксофоне, а его сестра неожиданно для всех блещет талантом пения и прекрасно декламирует Маяковского в поэтическом кружке. Особый колорит придает суета, связанная с родительским днем, и, в частности, приезд «американского дяди», который является восходящей звездой американской эстрады. С его приездом в лагере зазвучали запретные джаз и шансон, а старшая пионервожатая вспомнила, что она все-таки живая девушка, способная любить. Забор, которым лагерная жизнь отгородилась от остального мира, постепенно начинает рушиться…
Компетентные люди классифицировали нашу комедию как комедию положений. Но на самом деле для нас она была не только чередой веселых сцен, которые мы, не скрою, играли с большим удовольствием. Вместе с нами, с нынешним поколением актеров театра, содеянного Евгением Ямбургом, в спектакле играли некоторые родители и учителя. Они были наравне с нами, а мы – наравне с ними. Они проживали историю своих персонажей, так же дурачились и куражились по ходу действия, как и мы. Как правило, между учителями и учениками, между родителями и детьми существует некоторый барьер. Чаще всего взрослые объясняют его большой разницей в возрасте и как следствие – в мировоззрении, возможно, даже иногда консерватизмом образа мыслей. А если задуматься, то не так уж высок и непреодолим этот барьер: что-то совсем немножко нужно изменить в себе и самому сделать первый шаг навстречу. Говоря в контексте нашей пьесы, не так уж высок забор, чтобы его не перепрыгнуть. И действительно, прямо во время спектакля мы ощущали, как нам становилось легче играть, как мы раскрепощались, ловили, не побоюсь этого слова, кайф от того, что мы делали все вместе. Последние несколько сцен мы вообще прожили в едином порыве и задорно импровизировали, что сыграло нам на руку.
Финальной песней нашего спектакля была «А все-таки жаль» на стихи великого Булата Окуджавы. Это был мостик от того «забора», что рухнул в той стране уже тридцать лет назад, в наше настоящее. Но почему же мы жалеем? И о чем?
Казалось бы, в принципе, заборы, стены – приевшиеся нам художественные образы из антиутопических романов и одной общеизвестной рок-оперы. Сейчас уже, для достаточно искушенного поколения читателей/слушателей, их наличие заведомо подразумевает раннее или позднее их разрушение. Мы показали систему, которая искусственно обособилась от остальных. Горькая ирония исторической судьбы нашей Родины состоит еще и в том, что «прекрасное далеко», куда эта система стремилась, оказалось куда более жестоким: прежде всего низвержена та самая система, у которой при более детальном анализе можно обнаружить как много положительных, так много и отрицательных сторон. Ностальгировали ли мы именно по этой системе? Вопреки ныне модной ностальгии по советскому прошлому честно отвечу – нет. Мы хотели, и, судя по словам многих гостей, нам это удалось, сделать такой неформальный урок истории, причем не резать правду-матку и давать жесткие голые факты, а преподнести это бережно и аккуратно. Виктория Владимировна Лепко, бывшая актриса Малого театра, а ныне член Союза писателей, сказала: «Это такая добрая и точная ирония, показывающая прелесть детскости и мировосприятия человека, прошедшего все это. В какой-то степени это урок доброты». Соглашаясь с ней, от себя хочу добавить: если мы и воспевали что-то, то это был гимн юности, дружбе, гимн простому человеческому общению, но не той стране и режиму, в условиях которых произошла данная лагерная история.
К тому же практика показывает, что наличие забора или стены в системе, помимо знака того, что они будут сломаны, является признаком некоего кризиса, несовершенства системы, которую они призваны охранять. Это, к сожалению, горькая истина, что человечество настолько еще не готово к «дивному новому миру» и что инициатива влиятельного меньшинства навязать «идеальный» образ жизни большинству всегда оборачивалась трагедией для виновных и невиноватых. На нашем заборе (верно подметила Виктория Владимировна) можно было писать. И несколько раз по ходу спектакля разные «подозрительные» личности писали на нем «крамольные» слова. А главное – наш забор раздвигался, а значит, не так уж и были мы отрезаны от внешнего мира, как ныне яростно утверждают сегодняшние антисоветчики и так называемые космополиты.
Отдельно расскажу, что многие гости (в их числе был, в частности, поэт Юрий Самуилович Беленький) отметили некоторое сходство нашей комедии с фильмом Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964 г.). Постараюсь осветить этот пункт кратко, хотя он и заслуживает отдельного эссе. Сам мотив происшествия в пионерском лагере взят оттуда, отдельные образы, эпизоды в пьесе являются меткой аллюзией на фильм, но нисколько не плагиатом. И родительский день, и «ограбление» хулиганами прилегающих дач, и многое другое. В принципе все спектакли Евгения Александровича Ямбурга являются настоящей квинтэссенцией большого количества источников, что очень важно для нас, юных и любознательных.
Мы не играли глупцов, хоть и над нашими персонажами смеялись. Мы не превращали прошлое своей страны в фарс. Ведь в подходе к истории важно помнить, что не бывает только белых или только черных пятен – не бывает и сплошной серости. Всегда есть чем гордиться и что можно бы и перенять. И всегда есть ошибки, работа над которыми необходима. Признание гостями того факта, что мы не переигрывали, было для нас высшей похвалой. Каждому удалось сохранить и раскрыть свою индивидуальность и непохожесть на других. Все-таки ведь удивительно – в спектакле для родителей и их детей, учителей и их учеников сошлись дети, их учителя и родители. Эту внутреннюю свободу и раскованность особенно отметила Каталин Любимова, вдова великого режиссера Театра на Таганке.
После спектакля мне посчастливилось пообщаться с некоторыми гостями лично. Каталин Любимова также увидела в спектакле «Забор» некоторые черты спектаклей Юрия Петровича. Елена Камбурова и Виктория Лепко похвалили точно подобранные музыкальные и танцевальные номера, а также видеоряд. «Всего было в меру, ненавязчиво». Юрий Самуилович сказал, что этот спектакль по уровню уже выше, чем обычная школьная самодеятельность. Многие хотели бы, чтобы этот спектакль был показан еще где-то, и не единожды.
Но все сошлись по поводу следующего: все имеет место возвращаться на круги своя. Я не горлан и не агитатор, а уж тем более не главарь, чтобы что-то решать, но тем не менее вижу – наше общество вновь идет по пути замыкания в заборах. Теперь уже они встают между людьми, а не между странами, как раньше. Растет уровень повсеместной агрессии, пессимизма, взаимной ненависти. И, что самое страшное, это входит в привычку. Забывается заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Тем ужаснее, что опасность растет и множится с развитием прогресса.

А ведь можно же жить иначе. Протянуть руку дружбы. Понять, что чужих нет. Как говорила великая Анна Ахматова: «Когда на улице кричат «Дурак!», необязательно оборачиваться». Мудрая фраза. Ею я бы хотел завершить свой рассказ о простом и сложном, и безумно интересном спектакле Евгения Александровича Ямбурга «Забор».
​Василий СЕЛИВЕРСТОВ, ученик центра образования №109, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте