search
main
0

Забитое старое… Обратная связь

После прочтения публикации «Достижения под контролем» Л.Зуевой («УГ» №18 от 1 мая 2012 г.) долго размышлял, стоит ли ворошить старое… Но патриотизм победил. Ведь очень часто приходится сталкиваться с известным изречением: «Новое – это хорошо забытое старое» (а нередко хочется сказать: «забитое» старое).

С 1952 г. учитель рисования и черчения школы №2 города Реутова Московской области Игорь Павлович Волков занимался проблемой развития самостоятельности и творчества, вопросом развития способностей и склонностей школьников во внеучебное время. Еще в 1962 г. свой опыт И.П.Волков описал в работе «Приобщение школьников к творчеству».А с 1970-го разработанные Игорем Павловичем так называемые уроки творчества для начальных классов стали проводиться в реутовской средней школе №2 с разрешения Московского областного отдела народного образования в порядке опыта. Уроки творчества проводились как в классных комнатах, так и в специально организованной творческой комнате.Уроки творчества проводились только 3 года по 4 часа в неделю для младшеклассников. Как пишет И.П.Волков: «…основная масса школьников, работавшая самостоятельно 2-3 года, попробовала свои силы по 5-17 разделам науки, техники, искусства».Для изучения на уроках творчества в начальных классах выделялись следующие основные вопросы, знание которых необходимо для выполнения запланированных работ:- по труду – правила работы инструментами: стамесками, ножом, пилой, дрелью; правила работы  на токарном станке по дереву;- по черчению – принцип прямоугольного проецирования, сечение, аксонометрия;- по перспективе – правила построения плоскостей и предметов в угловой и фронтальной перспективе, теней, линии, плоскости;- по рисованию – правила изображения прямоугольных, круглых и плоских предметов, компоновки, работы акварелью;- по электротехнике – принцип составления электросхем с различным количеством ламп, выключателей, переключений.Конечно, это не согласуется с мнением теперь уже бывшего министра образования А.Фурсенко, который в 2007 г. сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».Ничего не поделаешь: «наши недостатки есть продолжение наших достоинств».В 1982 г. выходит вторая книга Волкова «Учим творчеству», а в 1987 г. в книге «Педагогический поиск» рассказывается об опыте кандидата педагогических наук, заслуженного учителя школы РСФСР И.П.Волкова. И лишь в 1988 г. в Нью-Йорке выходит книга «Учебник для менеджеров – творцов и новаторов», в которой Э.Раусепп в статье «Контрольный список по творческому климату: 101 идея» в идее под №46 говорит: «Отводите в учреждении специальную комнату, в которой люди могут быть творческими». Как мне кажется, с той поры США стали родиной портфолио…Для выявления, развития и учета индивидуальных склонностей и способностей детей, для использования этих сведений в целях сознательного выбора школьниками профессии на каждого ученика заводились специальные творческие дневники, а на каждого ученика с 4-го  класса (и для младшеклассников, серьезно работающих сверх учебной программы) заводился другой документ – творческая книжка школьника.Творческий дневник, творческая книжка давали довольно полную характеристику интересов школьников, что позволяло самому ученику трезво оценить свои возможности при выборе профессии, помогали наладить контакт между родителями и учителем, облегчая руководство развитием индивидуальных способностей ребенка.Остается только сожалеть, что мы такие Иваны, не помнящие родства.​Анатолий ШАТУН, заслуженный учитель школы РСФСР, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте