search
main
0

Забастовка по-эстонски. Когда учителя «выходят на улицы», директора школ читают детям книжки

Бессменный председатель правления Эстонского союза работников просвещения Свен РОНДИК – человек крайне аполитичный. Впрочем, права состоять в какой-либо партии лишены все руководители ЭСРП: это позволяет спокойно заниматься профсоюзной работой, не вступая в политические дебаты внутри организации. И с руководством Общероссийского профсоюза образования эстонский профсоюзный лидер поддерживает дружественные связи, не оглядываясь на коллизии в развитии отношений между нашими странами. Свен побеседовал со мной во время своего недавнего визита в Москву.

– Эстонский союз работников просвещения создан в 1990 году, чья модель профсоюзной организации была взята за основу?

– Мы перенимали опыт наших коллег из Швеции и Финляндии. И частично взяли за основу модели этих организаций. Это профсоюзы с давней историей и большими успехами. Мы знаем, какие условия работы и зарплаты у них в образовании, и стремимся к таким же результатам. Конечно, не все нужно копировать, потому что каждая страна имеет свои особенности. Но от наших шведских и финских коллег мы получили много полезной информации и смогли с ее помощью многого добиться. В среднем по Эстонии во всех отраслях в профсоюзах состоит только 12-14 процентов работников, а у нас в профсоюзе – 67 процентов учителей муниципальных школ и 34 процента учителей дошкольных учреждений (раньше они назывались воспитателями). В нашем профсоюзе преподаватели училищ и педагоги дополнительного образования, то есть у нас самый большой охват работников среди профсоюзов республики.

– Какова структура вашего профсоюза?

– Эстония – страна небольшая. У нас есть первичное звено – профорганизации в учебных заведениях, районное звено, или региональное, и республиканское. Каждый профком школы возглавляет доверенное лицо профорганизации, в России это председатель. Но у нас есть еще Центральный профсоюз служащих. Как говорят, профсоюз белых воротничков. Белые воротнички – это интеллигенция: учителя, врачи и так далее. А синие воротнички – рабочие. Синих воротничков больше, и профсоюз у них больше. А теми, кто получает зарплату из бюджета, правительство не занималось как следует. И мы по примеру финнов и шведов, у которых тоже есть центральные профсоюзы служащих, создали такой объединенный профсоюз для бюджетников. В него входят инженеры, врачи, учителя, работники культуры, журналисты, даже дипломаты, то есть все, кто получает зарплаты из бюджета.

– Чего же вы добились, создав Центральный профсоюз служащих?

– С его помощью мы проводим с правительством отдельные мероприятия, наши делегации встречаются, например, по вопросам зарплаты. В этом году, 11 сентября, опять прошла такая встреча. В делегацию правительства входят министры просвещения, социального обеспечения, культуры, финансов, а с нашей стороны профсоюзные лидеры из Центрального профсоюза служащих. На таких встречах мы принимаем решение о минимальной зарплате по всем бюджетным отраслям. Во всех школах Эстонии – и частных, и государственных – руководители не имеют права платить учителям ниже этих минимальных зарплат. Наша цель – добиться того, чтобы каждый работник, который имеет высшее образование и трудится на том месте, где требуется, получал не меньше средней зарплаты по республике. Пока минимальная зарплата учителя меньше средней на 10-15 процентов.

Сейчас у нас сложная обстановка, потому что после подъема экономики следует спад. И очень непросто принять бюджет республики. Мы планировали на будущий год поднять зарплаты учителям на 25 процентов, но добились повышения всего на 8 процентов. Тем не менее хочу подчеркнуть, что из-за непростой экономической ситуации правительство больше никому из бюджетников не повысило зарплаты. Это повышение – свидетельство уважительного отношения государства к учительству в республике. На сегодняшний день минимальная зарплата молодого педагога без опыта работы составляет около двадцати одной тысячи рублей, а педагога-методиста (это у нас высший ранг преподавателя в школе) – тридцать с половиной тысяч. Кроме того, за классное руководство учителя получают дополнительно десять процентов от своей основной зарплаты. Для учителей дошкольных учреждений фиксированной зарплаты нет, поскольку она выплачивается из местного бюджета. Но цель нашего профсоюза – довести доходы этих педагогов до зарплат учителей средних школ, ведь педагоги дошкольных учреждений готовят детей к средней школе, это очень серьезно и ответственно. Во многих городах Эстонии они уже давно получают зарплаты, как школьные учителя, например, в Таллине и Тарту.

На встречах с правительством мы заключаем совместный договор и прописываем обязательные минимальные зарплаты. Этот договор – как закон, его должны соблюдать все работодатели в Эстонии. Несколько лет назад случалось, что отдельные руководители на местах не желали платить установленный минимум. Профсоюзы выявили этих людей. Мы всей республике объявили о том, что есть руководители, которые занижают зарплаты учителям, назвали конкретные районы и фамилии, и уже два года такие случаи не повторяются.

– Бывает, что договориться с правительством о зарплатах не удается?

– Если мы не согласны с решением правительства, то имеем право на забастовку. Например, в декабре 2003 года состоялась самая массовая забастовка, в ней принимали участие разные организации служащих. Нам тогда хотели поднять зарплату на 2 процента, но мы добились повышения на 12 процентов.

Перед забастовкой мы проводим индивидуальный опрос членов профсоюза с помощью местных профорганизаций, все заполняют анкету: за или против забастовки, пикетов, обращений и других протестных действий. Если более пятидесяти процентов голосуют за забастовку, то она будет проведена. Самая большая ошибка профсоюза – объявить забастовку, но ничего не добиться. Лучше тогда ее не устраивать. Поэтому последнее слово остается за учителями. Ведь если маленький процент педагогов будет участвовать в забастовке, то ее просто невозможно провести по-настоящему, поскольку большинство выйдет на работу. А если все ее поддержат, то совсем другой эффект получается.

В наш профсоюз входят преподаватели дошкольных учреждений, и если мы объявляем забастовку, то предупреждаем родителей заранее, чтобы дети не оказались брошенными. А в школах во время акции директора собирают всех учеников в спортзале и читают им книги, играют в игры, показывают фильмы. Ведь родители уходят на работу, а дети не должны оставаться на улице, с ними не должно ничего случиться. Мы же отвечаем за них и очень скрупулезно подходим к этому вопросу – даже составляем списки учеников, которым не с кем остаться дома, чтобы знать, сколько детей во время забастовки будет находиться в школе.

В этом году государство тем учителям, которые начнут работать в сельской местности и в маленьких городах, выделяет 200 тысяч крон. Это где-то 420 тысяч рублей. В первый год своей работы педагог получает сто тысяч крон, в следующие два года еще по пятьдесят тысяч. Если молодой учитель проработает пять лет, то он не должен возвращать эти деньги государству, они становятся полноправными подъемными. Такое нововведение связано с тем, что молодые люди неохотно идут в учителя, это трудная работа. Поэтому мы добиваемся конкурентной зарплаты для молодых специалистов – это одна из главных целей нашего профсоюза.

– Какими еще вопросами занимается Эстонский союз работников просвещения?

– Нас интересует не только зарплата, но и охрана труда, условия работы. Например, в этом году мы добились того, что 25 процентов наших учителей бесплатно получают ноутбуки. Конечно, в школах есть стационарные компьютеры, и родители могут смотреть оценки своих детей на школьных сайтах в Интернете, узнавать домашнее задание, видеть, кто отсутствовал в школе. Эта система существует уже несколько лет.

Наш профсоюз также издает информационные листы, у нас есть закрытая страница в Интернете, которую могут использовать только наши профсоюзные организации. На их адреса мы отправляем всю необходимую информацию. Например, в этом листе, который я держу в руках, мы опубликовали «Итоги исследования затрат времени на выполнение трудовых заданий учителей», проведенного сотрудниками Института международных и социальных исследований ТГУ Рейна Веэрманна. Они показывают, что общие затраты времени на работу при нагрузке 18-24 часа в неделю, учитывая все виды деятельности учителя, составляют 50 часов. А согласно постановлению правительства Эстонии трудовая нагрузка должна быть 35 часов в неделю. Обсудив итоги исследования, правление ЭСПР, в частности, рекомендовало уездным и городским союзам «провести аналогичные исследования в школах и на основании анализа опроса внести предложения местным самоуправлениям и руководителям школ по сокращению учебной и внеучебной нагрузки (поурочной и внеурочной)».

Правовые проблемы – тоже важная часть профсоюзной работы. Работодатели иногда нарушают закон, поэтому мы даем юридические консультации. Их можно получить и по Интернету от нашего юриста, и письменно, и на личном приеме, приехав в местный или республиканский профсоюз.

ЭСРП решает и другие вопросы. Мы заключили договор с несколькими фирмами. Например, одна из них продает бензин членам нашего профсоюза со скидкой. У нас есть договор с туристической фирмой, в ней нашим работникам путевки за границу обходятся на 10 процентов дешевле. То есть мы думаем и о досуге учителей.

Кроме того, учителю важно, чтобы его уважали. Мы организуем праздники «Учитель года» и День учителя совместно с министерством образования. Мы добились того, что президент выдает денежные премии за заслуги в образовании и устраивает прием для лучших педагогов 5 октября – в День учителя.

В советское время профсоюз был придатком партии. Теперь мы считаем, что коллективный договор – самое главное в деятельности профсоюза, в советское время они были только на фабриках, заводах, но не в учебных заведениях. Вместе со шведскими коллегами мы подготовили фильм о том, как заключать коллективный договор. Он длится 40 минут, мы снимали его в одной средней школе, и там показано, как профсоюзы ведут переговоры с руководством школы на практике.

– Возникают ли проблемы между русскоязычными членами профсоюза и эстонцами?

– Среди членов нашего профсоюза 23 процента тех, кто говорит по-русски: русские, украинцы, белорусы и все, у кого домашний язык – русский. Поэтому мы издаем информационные материалы, особенно юридические, и на русском языке. Ведь если кто-то не знает хорошо эстонского и неправильно переводит то, что касается законов, то это просто опасно.

В нашем профсоюзе никаких проблем нет, потому что мы аполитическая организация. В руководстве ЭСРП нет ни одного члена какой-либо партии. Мы принципиальны в этом вопросе. Перед прошлыми выборами в парламент мы провели в Таллине такое мероприятие: собрали представителей разных партий, и они выступали перед учительством и рассказывали, что намерены делать для образования. Через полгода после выборов мы снова собрали их и выясняли, что они сделали за это время.

Для нас все члены профсоюза равны, мы всех защищаем одинаково. У нас есть города и населенные пункты, где проживает в основном русское население. Например, в одном бывшем военном городке только три процента эстонцев, и есть маленькая эстонская школа, но по-эстонски говорить не с кем. Не будут же русские между собой на эстонском разговаривать. В городе Нарва тоже очень много русских, так исторически сложилось, там всего 4 процента эстонцев. И когда я приезжаю туда и выступаю перед учителями, я говорю по-русски.

Я бы сказал, что национальный вопрос поднят не простыми людьми, а политиками. У нас в профсоюзе он не стоит.

В программе развития Эстонского союза работников просвещения на 2009-2012 годы, одобренной на общем собрании ЭСРП 28 октября 2008 года, обозначено, что его основными задачами будут: «повышение значимости профсоюза работников просвещения в решении вопросов, связанных с образованием, увеличение численности членов профсоюза среди работников образования, особенно среди молодых специалистов, продолжение заключения коллективных договоров с работодателями и их объединениями, защита прав работников образования во всех инстанциях, создание более благоприятных условий труда для педагогов и последовательное повышение их минимальных ставок заработной платы, повышение квалификации педагогов, регулярное обучение членов профсоюза, применение системы признания успешно работающих педагогов».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте