О деятельности Ресурсного центра «В таланты с малых лет» на базе Центра развития ребенка – детского сада №2452 «Алые паруса» в рамках проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО я узнала, будучи приглашенной в ноябре 2008 года на «круглый стол» «Использование педагогических технологий и программ эстетического воспитания и художественного развития в детском саду».
Меня увлекла их направленность в использовании интеграции разных видов художественной деятельности как стратегии творческого развития дошкольников. Я увидела единомышленников той экспериментальной работы по интеграции, которую проводит творческий коллектив нашей НШДС №1646. Эта заинтересованность перешла в постоянное сотрудничество, приносящее нам дополнительный опыт, накопленный Ресурсным центром. Мы надеемся, что наш опыт и результаты проведенных интегрированных занятий помогут другим коллективам, сотрудничающим с Ресурсным центром. В центре внимания сегодня должен быть Человек, человеческая личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющий доступ к разнообразным проявлениям художественного развития и эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.Большое значение для развития человеческой личности имеет искусство, в первую очередь художественное самовыражение ребенка в процессе художественной деятельности. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой развито эмоциональное, интеллектуальное и духовное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «я», свое собственное поведение и поведение других, по-другому начинает воспринимать свои взаимоотношения с людьми, по-особому воспринимать природу и окружающий его мир. Воспитать цельную личность нелегкая задача. Наш педагогический коллектив стремится создать среду, вызывающую положительный эмоциональный отклик у ребенка. Отсюда возникла идея организации таких форм занятий с детьми, в которых каждый ребенок активно сопереживает все его содержание, активно участвует в художественном самовыражении. Пассивные методы тут не приведут к желательным результатам. Мы добиваемся, чтобы ребенок на занятиях не только внимательно слушал и старательно выполнял задание педагога, но и активно включался в творческий процесс. Эта радость сотворчества возвышает его в собственных глазах, активизирует интеллектуальный потенциал и переводит на качественно новый уровень восприятие окружающего мира. Готовность ребенка включаться в этот процесс убедила нас в эффективности экспериментальной работы в НШДС, которую мы проводили в течение многих лет. При этом мы ориентировались на программу «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого (РОСИНКА). В мире прекрасного» (авторы: С.Мерзлякова, и Л.Куцакова), основные задачи которой: – воспитание эстетического восприятия детей;- приобщение к миру искусства;- развитие способностей к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;- развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности;- формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения с взрослыми и привитие на этой основе духовно-нравственных качеств. Исходя из поставленных задач, мы вместе с членами экспериментальной группы решили разработать и апробировать систему интегрированных занятий на основе интеграции всех видов искусств и детской деятельности с приоритетом художественной, музыкальной, на основе взаимосвязи и взаимопроникновения всех видов музыкальной деятельности, культурно-досуговых мероприятий (праздники, развлечения). С помощью интегрированных занятий мы подводим детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений природы, событий, гаммы чувств; создаем благоприятную среду, основанную на доверии и понимании, на активном взаимодействии взрослых и детей. Приоритетной целью оставалась «Гармония ума и сердца» – развитие у ребенка эмоционального, интеллектуального и духовного начала. В основе интегрированных занятий мы используем широкий тематический диапазон, темы явлений природы предлагаем детям не только по временам года, но и к конкретным явлениям, например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры», «Снеговик», а также темы, посвященные растительному и животному миру: «Погляди, подсолнушки», «Люблю березку русскую», «Лен кудрявый, зеленой», «Хлеб – всему голова», «Возле изгороди тыква», «Капустник». Комплекс разнообразных педагогических приемов помогает детям познакомиться с ярким, эмоционально-образным языком поэзии А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Встречи у портрета А.С.Пушкина с чтением стихов, сказок, костюмированные балы той эпохи под музыку П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, М.Глинки приводят к комплексному воздействию и вызывают чувство сопереживания и соучастия, а также стремление к сотворчеству. Свои впечатления и полученные знания ребята отражают в рисунках, поделках, стихах. Интеграцию мы использовали и внутри пяти видов музыкальной деятельности: слушание, восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество, что помогает ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, мелодия, душевное сопереживание. Это можно увидеть на таких занятиях, как «Ритм – сердце музыки», «Музыка и настроение», «Высоко – низко», «Грустно – весело», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке». В заключительной части каждого интегрированного занятия мы организуем творческую продуктивную деятельность. Проведение интегрированных занятий, праздников, досугов позволяет раскрыть личность ребенка, его индивидуальность, без нажима и натаскивания со стороны взрослого, без запретов и категоричных обращений. На интегрированных занятиях у ребят формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, активность, снижена напряженность, снята скованность, закомплексованность. Поведение на таких занятиях принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности, а главное – при этом активизируется их творческое мышление.Ольга ПРОКОПОВИЧ, заместитель директора по УВР начальной школы – детского сада №1646, отличник народного просвещения
Комментарии